Метод проектов
- Метод проектов - формирует у обучающихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора и анализа необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения; это технология, которая преодолевает разрыв «теория – практика»
- Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком.
- Типология проектов по (Е.С. Полат):
- Доминирующая в проекте деятельность: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные (практико-ориентированные), ознакомительно-ориентировочные и пр.
- Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
- Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, группы, города, региона, страны, разных стран мира)
- . Количество участников проекта (Индивидуальные, парные, групповые)
- Продолжительность выполнения проекта (Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)
- Исследовательские проекты:
- Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования)
- Проекты данного вида чаще всего разрабатываются в рамках курсового и дипломного проектирования;
- Творческие проекты:
- Этот проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.
- Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.
- Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников проекта.
- Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
- Ролевые, игровые проекты
- В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы.
- Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями)
- Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
- Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты
-
- Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
- Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
- Результатами проекта становится проанализированная, систематизированная и представленная в определенной форме информация – буклет, коллаж, публикация, страничка в Интернете и т.д.
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
-
- Определение и утверждение тематики проектов.
- Составление графика работы над проектом.
- Подбор и анализ литературных источников.
- Анализ и контроль процесса выполнения проекта.
- Организация и проведение предзащиты проекта.
- Контроль за доработкой проекта.
- Защита проекта.
- Подведение итогов проектирования.
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
-
- Получение информации о проекте.
- Выбор темы проекта.
- Составление индивидуального графика работы.
- Обсуждение хода выполнения работы.
- Оформление проекта.
- Предзащита в группе.
- Доработка проекта.
- Защита проекта.
- Общие требования к учебным проектам
- Завершается реальным, осязаемым результатом
- Оформляется: текст, модель, «портфолио»
- Публично защищается (презентуется)
- Должен быть реализован на практике
- Получен при помощи современных методов работы с информацией
- Оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна и требований.
- ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
- 1. Предпроектный этап
- Диагностика, проблематизация,
- целеполагание,концептуализация и др.
- Задача педагога:Установить связь обучения с реальными
- проблемами жизни, профессии, познания.
- Создать стимул для изучения ситуации, проблемы и желания
- преодолеть её совместно .
- 2. Этап проектирования
- Уточнение цели, функций, задач и плана работы, пошаговое
- выполнение запланированных проектных действий, коррекция
- хода проекта и действий его участников, получение и
- внутренняя оценка проектного продукта; презентация
- результатов и их внешняя оценка.
-
- ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
- 1. Предпроектный этап
- Диагностика, проблематизация,
- целеполагание,концептуализация и др.
- Задача педагога:Установить связь обучения с реальными
- проблемами жизни, профессии, познания.
- Создать стимул для изучения ситуации, проблемы и желания
- преодолеть её совместно .
- 2. Этап проектирования
- Уточнение цели, функций, задач и плана работы, пошаговое
- выполнение запланированных проектных действий, коррекция
- хода проекта и действий его участников, получение и
- внутренняя оценка проектного продукта; презентация
- результатов и их внешняя оценка.
-
- 3. Рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов
- Соответствие результата первоначальному замыслу,
- качество полученного продукта, перспективы
- использования продукта и развития проекта,
- апробация, выбор вариантов продолжения проекта
- 4. Представление готового продукта с
- обоснованием, что это наиболее эффективное
- средство решения поставленной проблемы.
- Таким образом, проект - это "пять П":
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация.
- Шестое "П" проекта - это может быть его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
- Оценка результатов проектной деятельности
- Полнота реализации проектного замысла
- Соответствие контексту проектирования
- Соответствие культурному аналогу
- Степень новизны
- Социальная значимость
- Гуманитарность
- Эстетичность
- Удовлетворенность участием в проекте
- Степень освоения процедур проектирования
- Синергийный эффект (формирование сплоченной команды)
- Потребность в дальнейшем развитии проектного опыта
- Социальное партнерство
- Объекты оценки при проектировании:
- Результативность проектной деятельности
- Продукт проектной деятельности
- Продвижение обучающегося (личностные приращения: узнал, научился, смог, понял, преодолел…)
- Уровень сформированности ключевых компетентностей обучающихся
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «СВОЯ ОПОРА»
- Способствует
- Развитию умений анализа и синтеза,
- Структурированию учебного материала,
- Составлению логических связей между историческими событиями, терминами и понятиями;
- Чтение готовых схем позволяет работать над развитием монологической речи.
- Использую данный приём
- При изучении нового учебного материала;
- При закреплении пройденного на уроке;
- При повторении пройденного материала по предложенной теме;
- При подготовке домашнего задания;
- При организации работы в группах, в парах;
- «Конкурс на лучшую шпаргалку» при итоговом повторении и т.д.
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»,
© 2012-2016
net