Кейс-метод
- Кейс – (в пер. с англ. – случай, ситуация)
- Метод конкретных ситуаций или «кейс-стади» - это метод обучения, в основе которого лежит имитация соответствующего содержанию обучения реального процесса.
- Обучающимся предлагается «случай из жизни», содержащий проблему (затруднение, противоречие, скрытая задача) для анализа и предложения своих решений.
- Суть Кейс-метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
- Основные характеристики конкретной ситуации (КС) как действенного средства обучения
- Метод конкретных ситуаций или «кейс-стади» - это метод обучения, в основе которого лежит имитация соответствующего содержанию обучения реального процесса.
- КС описывает ситуацию «как есть», а не «как может быть»;
- КС объединяет знание и практику;
- КС предполагает активное интеллектуальное и эмоциональное участие студентов в анализе и обсуждении;
- КС предполагает нетрадиционную роль преподавателя;
- Продуктом обучения с помощью КС является человек, способный использовать абстрактные знания на практике
- Кейс-метод позволяет решить задачи:
- Активизировать обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;
- Повысить мотивацию к учебному процессу;
- Сформировать способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
- Обучающиеся :
- отрабатывают умения работать с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
- приобретают навыки применения теоретических знаний для анализа практических проблем;
- учатся принимать самостоятельные решения на основе группового анализа ситуации;
- вырабатывают умение убедительно обосновывать и защищать свою точку зрения;
- учатся извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.
- Виды ситуаций –казусов
(Брюйн де Поль)
- Ситуация - иллюстрация: какой-то конкретный случай, образец предлагается для демонстрации
- Ситуация – упражнение: в предлагаемой для демонстрации конкретной ситуации обучаемые должны запомнить какие-то элементы
- Ситуация оценка: предлагаемая проблема уже решена, но слушатели должны оценить ее
- Ситуация проблема: проблема ставится косвенно через факты-трудности, описание действий участников, ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить
- Кейс применяют:
- При изучении нового материала (кейс-иллюстрация); для самостоятельного изучения темы
- При закреплении знаний (кейсы с вариативным описанием предметно-профессиональных ситуаций, отрабатываются навыки применения знаний, навыки поиска решений);
- При групповой дискуссии;
- При организации тематического контроля ЗУНов;
- На экзаменах и зачетах (индивидуальные кейсы)
- Что нужно учитывать при подготовке КС
- КС должна соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям студентов
- КС должна быть по силам студентам, но в то же время не очень легкой
- КС должна отражать реальные, а не выдуманные профессиональные ситуации
- КС должна содержать четкие инструкции по работе с нею
- Источниками формирования кейса могут служить
- Художественная и публицистическая литература (информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны студентов).
- Примеры из местной жизни
- Статистические материалы
- Материалы научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме
- Информация из Интернета
- КС может быть предъявлена в виде
- Фильма или видеоматериала
- Газетной статьи
- Электронной презентации
- Официального документа
- Рассказа, содержащего описание производственной ситуации
- Описания случая из профессиональной практики самих студентов или преподавателей
- Ситуация должна быть:
- Написана интересно, простым и доходчивым языком;
- Отличаться «драматизмом» и проблемностью;
- Показывать как положительные примеры (путь к успеху), так и отрицательные (причины неудач);
- Выразительно определять «суть» проблемы;
- Соответствовать потребностям студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.
- Порядок работы (1) - индивидуальное решение кейса
- Всем участникам раздается письменное описание деловой ситуации, выделяется 3-5 минут в зависимости от сложности кейса.
- Участники задают вопросы руководителю с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которые фиксируются на доске для последующего обсуждения.
- Дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (10-20 минут).
- Каждый из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается).
- Участники могут задавать выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение.
- Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).
- В заключение руководитель организует обсуждение предложенных вариантов решения и обобщает полученные результаты.
- Порядок работы (2) - групповое решение кейса
- Вступительное слово преподавателя. Постановка основных вопросов.
- Распределение обучающихся по малым группам (не более 4-6 человек в каждой).
- Организация работы малых групп, определение докладчиков.
- Организация презентации решений в малых группах.
- Организация общей дискуссии. Выработка общего решения
- Обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации.
- Оценивание обучающихся преподавателем.
- Кейс-метод развивает
- 1. Аналитические навыки.
- 2. Практические навыки.
- 3. Творческие навыки.
- 4. Коммуникативные компетенции.
- 5. Социальные компетенции.
- 6. Способность к самоанализу, самооценке
- 1. Аналитические навыки.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ КЕЙСА
№ | Наименование критерия | Кол-во баллов |
1. | Профессиональное, грамотное решение проблемы | 10 |
2. | Новизна и неординарность решения проблемы | 10 |
3. | Краткость и четкость изложения теоретической части решения проблемы | 10 |
4. | Качество оформления решения проблемы (презентация) | 5 |
5. | Этика ведения дискуссии | 5 |
6. | Активность работы всех членов микрогруппы | 5 |
7. | Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.) | - 5 |
| Итого |
|
- Схема использования кейс-метода
Этап работы | Действия преподавателя | Действия обучающегося |
До занятия |
|
|
Во время занятия |
|
|
После занятия | 7.Оценка работы обучающихся | 7.Письменный отчет |