Кейс-метод


Кейс – (в пер. с англ. – случай, ситуация)
Метод конкретных ситуаций или «кейс-стади» - это метод обучения, в основе которого лежит имитация соответствующего содержанию обучения реального процесса.


Обучающимся предлагается «случай из жизни», содержащий проблему (затруднение, противоречие, скрытая задача) для анализа и предложения своих решений.


Суть Кейс-метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.




Основные характеристики конкретной ситуации (КС) как действенного средства обучения
  • КС описывает ситуацию «как есть», а не «как может быть»;
  • КС объединяет знание и практику;
  • КС предполагает активное интеллектуальное и эмоциональное участие студентов в анализе и обсуждении;
  • КС предполагает нетрадиционную роль преподавателя;
  • Продуктом обучения с помощью КС является человек, способный использовать абстрактные знания на практике
Кейс-метод позволяет решить задачи:
  1. Активизировать обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;
  2. Повысить мотивацию к учебному процессу;
  3. Сформировать способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

  1. Обучающиеся :
  • отрабатывают умения работать с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
  • приобретают навыки применения теоретических знаний для анализа практических проблем;
  • учатся принимать самостоятельные решения на основе группового анализа ситуации;
  • вырабатывают умение убедительно обосновывать и защищать свою точку зрения;
  • учатся извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.
Виды ситуаций –казусов
(Брюйн де Поль)
  • Ситуация - иллюстрация: какой-то конкретный случай, образец предлагается для демонстрации
  • Ситуация – упражнение: в предлагаемой для демонстрации конкретной ситуации обучаемые должны запомнить какие-то элементы
  • Ситуация оценка: предлагаемая проблема уже решена, но слушатели должны оценить ее
Ситуация проблема: проблема ставится косвенно через факты-трудности, описание действий участников, ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить
Кейс применяют:
  • При изучении нового материала (кейс-иллюстрация); для самостоятельного изучения темы
  • При закреплении знаний (кейсы с вариативным описанием предметно-профессиональных ситуаций, отрабатываются навыки применения знаний, навыки поиска решений);
  • При групповой дискуссии;
  • При организации тематического контроля ЗУНов;
  • На экзаменах и зачетах (индивидуальные кейсы)
Что нужно учитывать при подготовке КС
  • КС должна соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям студентов
  • КС должна быть по силам студентам, но в то же время не очень легкой
  • КС должна отражать реальные, а не выдуманные профессиональные ситуации
  • КС должна содержать четкие инструкции по работе с нею
Источниками формирования кейса могут служить
  • Художественная и публицистическая литература (информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны студентов).
  • Примеры из местной жизни
  • Статистические материалы
  • Материалы научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме
  • Информация из Интернета
КС может быть предъявлена в виде
  • Фильма или видеоматериала
  • Газетной статьи
  • Электронной презентации
  • Официального документа
  • Рассказа, содержащего описание производственной ситуации
  • Описания случая из профессиональной практики самих студентов или преподавателей
Ситуация должна быть:
  • Написана интересно, простым и доходчивым языком;
  • Отличаться «драматизмом» и проблемностью;
  • Показывать как положительные примеры (путь к успеху), так и отрицательные (причины неудач);
  • Выразительно определять «суть» проблемы;
  • Соответствовать потребностям студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.
Порядок работы (1) - индивидуальное решение кейса
  1. Всем участникам раздается письменное описание деловой ситуации, выделяется 3-5 минут в зависимости от сложности кейса.
  2. Участники задают вопросы руководителю с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которые фиксируются на доске для последующего обсуждения.
  3. Дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (10-20 минут).
  4. Каждый из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается).
  5. Участники могут задавать выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение.
  6. Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).
  7. В заключение руководитель организует обсуждение предложенных вариантов решения и обобщает полученные результаты.
Порядок работы (2) - групповое решение кейса
  1. Вступительное слово преподавателя. Постановка основных вопросов.
  2. Распределение обучающихся по малым группам (не более 4-6 человек в каждой).
  3. Организация работы малых групп, определение докладчиков.
  4. Организация презентации решений в малых группах.
  5. Организация общей дискуссии. Выработка общего решения
  6. Обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации.
  7. Оценивание обучающихся преподавателем.
Кейс-метод развивает
1. Аналитические навыки.
2. Практические навыки.
3. Творческие навыки.
4. Коммуникативные компетенции.
5. Социальные компетенции.
6. Способность к самоанализу, самооценке





КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ КЕЙСА

Наименование критерия

Кол-во баллов

1.

Профессиональное, грамотное решение проблемы

10

2.

Новизна и неординарность решения проблемы

10

3.

Краткость и четкость изложения теоретической части решения проблемы

10

4.

Качество оформления решения проблемы (презентация)

5

5.

Этика ведения дискуссии

5

6.

Активность работы всех членов микрогруппы

5

7.

Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.)

- 5


Итого






Схема использования кейс-метода


Этап работы

Действия преподавателя

Действия обучающегося

До занятия

1.Разработка описания кейса
2.Определение списка литературы
3.Разработка сценария занятия
1.Получение описания кейса
2.Ознакомление с предложенной литературой
3.Самостоятельная подготовка

Во время занятия

4.Организация предварительного обсуждения кейса
5.Руководство групповой работой
6.Организация итогового обсуждения
4.Получение дополнительной информации
5.Представление своего варианта решения
6.Выслушивание точек зрения других участников

После занятия

7.Оценка работы обучающихся

7.Письменный отчет






.


Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»: Кейс – (в пер. с англ. – случай, ситуация) Метод конкретных ситуаций или «кейс-стади» - это метод обучения, в основе которого лежит имитация соответствующего содержанию обучения реального процесса. Обучающимся предлагается «случай из жизни», содержащий проблему (затруднение, противоречие, скрытая задача) для анализа и предложения своих решений. Суть Кейс-метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Основные характеристики конкретной ситуации (КС) как действенного средства обучения

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»,
© 2012-2016

net