Игра как метод обучения
Методические рекомендации педагогам НУОР
2012год
- Компоненты игры как вида деятельности:
- Наличие правил игры, которым играющие подчиняются
- Сюжет, отношения, которые воспроизводятся играющими
- Роли, которые берут на себя играющие
- Замещение реальных предметов игровыми
- Признаки игры как вида деятельности:
- Удовольствие от самого процесса действия, а не только от результата
- Творческий, импровизационный, активный характер деятельности
- Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность.
- Игра в обучении используется:
- - КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ, РАЗДЕЛА;
- КАК ЭЛЕМЕНТ ДРУГОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ;
- КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ (НА РАЗНЫХ ЕГО ЭТАПАХ);
- КАК ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ, ИГРОВОЙ ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ.
- ПРИЗНАКИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ:
- ПОСТАНОВКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ ПЕРЕД УЧАЩИМИСЯ В ФОРМЕ ИГРОВОЙ ЗАДАЧИ;
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВА ИГРЫ;
- ВНЕСЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ, ЭЛЕМЕНТОВ СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ;
- СОЧЕТАНИЕ ИГРОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ;
- ВКЛЮЧЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ.
- ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:
- Интеллектуальные игры
- Игры-упражнения
- Ролевые игры
- Деловые игры
- Игры-практикумы
- Дидактические интеллектуальные игры:
- Ребусы
- Кроссворды, чайнворды, филфорды..
- Шарады, анаграммы, лото…
- Игры-соревнования: аукционы знаний,
- турниры знатоков, викторины, КВН..
- Игры-путешествия
- Подготовка и проведение ролевой игры:
- Обоснование значимости игры в профессиональной подготовке обучающихся, отбор ситуации, разработка планы игры
- Сообщение темы игры, знакомст-во с правилами и содержанием игры
- Распределение ролей
- Проигрывание ситуации участниками игры
- Подведение итогов, анализ выполнения ролей участниками
- Учебная деловая игра – целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков, проверку компетентности обучающихся в той или иной сфере.
- Виды деловых игр (ДИ):
- Тематические ДИ (связаны с определенной темой учебного предмета (дисциплины)
- Сквозные ДИ, охватывающие несколь-ко прорабатываемых тем учебного предмета на одном производственном материале
- Предметные ДИ (комплексные игры, в которых разнопланово осваивается содержание учебного предмета)
- Межпредметные ДИ (когда ряд предме-тов и учебных тем объединяются и связываются через одну игру и предпо-лагают формирование надпрофессио-нальных компетенций обучающихся)
- Подготовка деловой игры:
- Определение проблемы, темы, содержания и учебной цели ДИ
- Выбор объекта ДИ (определяется часть производственного или трудового процесса, подбирается проблемная ситуация)
- Разработка сценария ДИ (развернутое изложение содержания ДИ, инструкции для участников, разработка правил)
- Проведение деловой игры:
- Введение в деловую игру (совместное определение задач, постановка проблемы, ознакомление с условиями, распределение ролей)
- Процесс ДИ (анализ исходной информации, групповая работа над заданием, выполнение участниками ролевых функций, представление подготовленных заданий, работа экспертов)
- Анализ игры, выступления экспертов, подведение итогов
- Критерии оценки игровых действий:
- Профессиональная компетентность участников(выполнение профессио-нальных умений и навыков)
- Эффективность совместной деятельности
- Полнота и качество исполнения ролевых предписаний
- Реализация творческого подхода к решению задач
- Культура профессионального поведения, общения
- Условия эффективности дидактических игр:
- Создание серьезного отношения учащихся к игровой деятельности: игра должна не развлекать, а активизировать и интенсифицировать процесс обучения
- Четкое описание исходных условий, точная формулировка заданий, обеспечение всех необходимыми материалами, инструкциями
- Принятие и соблюдение правил игры всеми участниками
- Предоставление обучающимся максимальной самостоятельности в игре, косвенное управление игрой преподавателем
- Коллективное подведение итогов игры
-