Игра как метод обучения


Методические рекомендации педагогам НУОР

2012год

Компоненты игры как вида деятельности:
  • Наличие правил игры, которым играющие подчиняются
  • Сюжет, отношения, которые воспроизводятся играющими
  • Роли, которые берут на себя играющие
  • Замещение реальных предметов игровыми
Признаки игры как вида деятельности:
  • Удовольствие от самого процесса действия, а не только от результата
  • Творческий, импровизационный, активный характер деятельности
  • Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность.
Игра в обучении используется:
- КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ, РАЗДЕЛА;
  • КАК ЭЛЕМЕНТ ДРУГОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ;
  • КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ (НА РАЗНЫХ ЕГО ЭТАПАХ);
  • КАК ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ, ИГРОВОЙ ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ.


ПРИЗНАКИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ:
  • ПОСТАНОВКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ ПЕРЕД УЧАЩИМИСЯ В ФОРМЕ ИГРОВОЙ ЗАДАЧИ;
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВА ИГРЫ;
  • ВНЕСЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ, ЭЛЕМЕНТОВ СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ;
  • СОЧЕТАНИЕ ИГРОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ;
  • ВКЛЮЧЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ.


ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:
  • Интеллектуальные игры
  • Игры-упражнения
  • Ролевые игры
  • Деловые игры
  • Игры-практикумы



Дидактические интеллектуальные игры:
  • Ребусы
  • Кроссворды, чайнворды, филфорды..
  • Шарады, анаграммы, лото…
  • Игры-соревнования: аукционы знаний,
турниры знатоков, викторины, КВН..
  • Игры-путешествия
Подготовка и проведение ролевой игры:
  1. Обоснование значимости игры в профессиональной подготовке обучающихся, отбор ситуации, разработка планы игры
  2. Сообщение темы игры, знакомст-во с правилами и содержанием игры
  3. Распределение ролей
  4. Проигрывание ситуации участниками игры
  5. Подведение итогов, анализ выполнения ролей участниками
Учебная деловая игра – целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков, проверку компетентности обучающихся в той или иной сфере.
Виды деловых игр (ДИ):
  • Тематические ДИ (связаны с определенной темой учебного предмета (дисциплины)
  • Сквозные ДИ, охватывающие несколь-ко прорабатываемых тем учебного предмета на одном производственном материале
  • Предметные ДИ (комплексные игры, в которых разнопланово осваивается содержание учебного предмета)
  • Межпредметные ДИ (когда ряд предме-тов и учебных тем объединяются и связываются через одну игру и предпо-лагают формирование надпрофессио-нальных компетенций обучающихся)
Подготовка деловой игры:
  1. Определение проблемы, темы, содержания и учебной цели ДИ
  2. Выбор объекта ДИ (определяется часть производственного или трудового процесса, подбирается проблемная ситуация)
  3. Разработка сценария ДИ (развернутое изложение содержания ДИ, инструкции для участников, разработка правил)

Проведение деловой игры:
  1. Введение в деловую игру (совместное определение задач, постановка проблемы, ознакомление с условиями, распределение ролей)
  2. Процесс ДИ (анализ исходной информации, групповая работа над заданием, выполнение участниками ролевых функций, представление подготовленных заданий, работа экспертов)
  3. Анализ игры, выступления экспертов, подведение итогов
Критерии оценки игровых действий:
  • Профессиональная компетентность участников(выполнение профессио-нальных умений и навыков)
  • Эффективность совместной деятельности
  • Полнота и качество исполнения ролевых предписаний
  • Реализация творческого подхода к решению задач
  • Культура профессионального поведения, общения


Условия эффективности дидактических игр:
  • Создание серьезного отношения учащихся к игровой деятельности: игра должна не развлекать, а активизировать и интенсифицировать процесс обучения
  • Четкое описание исходных условий, точная формулировка заданий, обеспечение всех необходимыми материалами, инструкциями
  • Принятие и соблюдение правил игры всеми участниками
  • Предоставление обучающимся максимальной самостоятельности в игре, косвенное управление игрой преподавателем
Коллективное подведение итогов игры





.


Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»: Игра как метод обучения

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»,
© 2012-2016

net