Педагогические задачи и виды портфолио



Развитие механизмов самоопределения и самореализации учителя

А. А. Глинский,
декан факультета руководящих работников
и специалистов образования высшего звена АПО,
кандидат педагогических наук, доцент

Педагогические задачи и виды портфолио

Новые социально-экономические условия нашей республики требуют повышения кадрового потенциала на основе модернизации системы непрерывного профессионального образования, ключевой фигурой в которой остается педагог — личность активная, целеустремленная, деятельностно способная, совершенствующая профессиональные качества для решения задач, поставленных перед ней государством и обществом.

Однако современная педагогическая действительность характеризуется высоким темпом изменений, обогащением направлений и содержания деятельности учителя, усилением требований к его личностным и профессиональным качествам, результатам труда. Следовательно, сегодня он должен быть готов гибко реагировать на изменения образовательной ситуации, быстро адаптироваться к новым условиям, учитывать специфику существующих педагогических систем, стремиться в полной мере реализовать свой личностно-профессиональный потенциал.

Процесс модернизации общего среднего образования в Республике Беларусь ставит перед педагогической общественностью ряд новых задач, успешное решение которых будет способствовать обеспечению качества «конечного продукта»:

  • построение педагогом современных профессиональных ориентиров;

  • формирование (совершенствование) личностных пристрастий, построение собственной шкалы ценностей;

  • воспитание и развитие личностно-профессионального креативного мышления;

  • умение работать в смысловых полях, конструировать, создавать смысловые реальности;

  • умение работать с ситуацией, моделировать образовательные ситуации и находить эффективные пути их решения;

  • развитие коммуникативности, эмпатии, восприимчивости;

  • воспитание толерантности, интереса к иной культуре, способности вести диалог на различных уровнях.

В решении этих и других задач, связанных с повышением качества подготовки учителя школы ХХI века, совершенствованием его профессионально-педагогической культуры, развитием профессиональной компетентности, большую роль играет система методической работы общеобразовательного учреждения.

Методическая работа современной школы — это система научно-практических мероприятий, базирующаяся на достижениях педагогики и смежных наук (психологии, методологии, методики, социологии и др.), идеях передового педагогического опыта и обеспечивающая профессиональную адаптацию, становление, развитие и саморазвитие личности педагога для качественного решения задач обучения, воспитания и развития учащихся. Одним из важнейших направлений общешкольной методической работы является самообразование, которое определяется как специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение прогнозируемых личностно-профессиональных целей.

Естественно, что значимым также является развитие механизмов самоопределения и самореализации педагога, включение его в продуктивную преобразующую деятельность на всех этапах осуществления образовательного процесса.

В качестве одного из способов и средств решения таких задач, и, следовательно, профессионального развития педагога, выступает индивидуальное портфолио. В данной ситуации оно будет представлено

как систематизация опыта и знаний, накапливаемых педагогом путем сбора профессионально значимой информации и материалов, отражающих результаты его деятельности. Это даст возможность администрации учреждения образования четче определить направления развития специалиста, пути оказания ему методической поддержки и помощи, дать объективную оценку его профессиональному уровню.

Профессиональное портфолио также представляет собой:

  • собрание материалов государственных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы общего среднего образования, локальных документов, сопровождающих работу методической службы и педагога учреждения образования;

  • форму целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов и достижений;

  • технологию саморазвития и самосовершенствования;

  • средство самопрезентации и карьерного роста;

  • средство мотивации и стимулирования творческой активности и саморазвития;

  • способ иллюстрации усилий, достижений в различных областях профессиональной деятельности (учебно-воспитательной методической организационно-управленческой и др.);

  • средство анализа и оценки индивидуального прогресса.

В связи с этим профессиональные портфолио подразделяются на несколько видов.

Портфолио документов — необходимые для работы педагога государственные и локальные нормативно-правовые документы, а также документы отражающие его личностно-профессиональный рост — свидетельство о повышении квалификации свидетельство внештатного эксперта сертификат о присвоении квалификации «Эксперт-аудитор» и др.

Портфолио отзывов — рецензии на авторские учебные материалы; экспертная оценка образовательного процесса или результатов педагогического труда; другие материалы, характеризующие автора портфолио и уровень его профессионализма.

Портфолио процесса — материалы, характеризующие образовательный процесс: авторские материалы — методическая и/или дидактическая системы; образовательные технологии; учебные программы и планы курсов по выбору, спецкурсов, факультативов; образовательные проекты, методические рекомендации; применяемые в учебно-воспитательном процессе технологии, в том числе компьютерно-информационные, методики, методы, средства; дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми и др.

Портфолио результатов — качественные и количественные непосредственные и опосредованные показатели результатов работы педагога: уровень профессионально-педагогической подготовки, уровень профессионально-педагогической деятельности, уровень профессионально-педагогических результатов — личностный рост педагога, уровень развития его учеников; объективность оценки результатов деятельности.

По составу портфолио бывают простые и комплексные. Простые — это тематические портфолио: документальные, процессуальные. Комплексные портфолио отражают несколько позиций: отзывы и результаты; процессы и результаты. Практика работы учреждений образования свидетельствует о том, что педагоги чаще всего используют комплексные портфолио, позволяющие им обеспечивать системность того или иного реализуемого вида деятельности. Состав портфолио определяется конкретными задачами, которые ставит перед собой либо сам педагог, либо руководитель методического формирования.

Структура портфолио

Портфолио может иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист (название учреждения образования, в котором работает педагог; адрес рабочий телефон; фамилия, имя, отчество педагога; специальность и специализация — преподаваемый предмет).

  2. Творческая визитка автора (образование педагога, общий трудовой и педагогический стаж работы, категория, профессиональные интересы, профессионально-педагогическое кредо, цели и задачи профессиональной деятельности, тема по самообразованию и др.).

  3. Нормативно-правовая и нормативно-регулирующая база деятельности педагога (государственные и локальные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога; инструктивно-методические материалы; указания, распоряжения региональных управленческих структур; программа и план по самообразованию критерии и показатели оценки уровня профессиональной деятельности за педагога и личностного развития учащихся и др.).

  4. Профессионально-педагогическая деятельность (организация образовательного процесса, внеклассная работа) и ее результативность (материалы данного раздела дают представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период):

    • авторские материалы, результативность которых апробирована на практике (разноуровневые учебные материалы, наглядно-иллюстративные материалы, рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы, наличие авторской дидактической системы и др.);

    • материалы, характеризующие результаты освоения учащимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по данной учебной дисциплине;

    • сравнительный анализ деятельности педагога на основании итогов контрольных работ, участия учеников в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;

    • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;

    • данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности;

    • внеурочная деятельность по предмету (ведение курса по выбору, факультатива; подготовка учащихся к конкурсам, олимпиадам; профориентационная работа и др.).

  5. Научно-методическая деятельность (в этом разделе помещаются материалы, свидетельствующие об уровне научно-методической подготовки педагога, о результатах его исследовательско-экспериментальной работы, научно-исследовательской работы учащихся, других видах деятельности):

    • используемые образовательные технологии, методики (среди них авторские) с обоснованием их выбора;

    • используемые средства педагогической диагностики для оценки образовательного процесса и его результатов;

    • проведение исследовательско-экспериментальной работы, руководство исследовательской работой учащихся;

    • участие в семинарах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня;

    • участие в общешкольных инновационных проектах, реализация авторского проекта;

    • реализация темы по самообразованию;

    • участие в работе методического формирования (творческой группе, школе педагогического мастерства, методобъединении, кафедре и др.) и ее результативность;

    • обобщение либо самообобщение опыта работы;

    • формирование авторской методической системы и др.

  6. Оценка профессиональной деятельности педагога (рефлексивные материалы, материалы, характеризующие уровень и результаты деятельности педагога):

    • документальная оценка (сертификаты, свидетельства, грамоты, дипломы, благодарственные письма, отзывы, рецензии и др.);

    • материалы внутренних (ВШК) и внешних проверок (справки по итогам проверки, приказы, распоряжения);

    • работы педагога, отражающие его профессиональный уровень (проектные, исследовательские, наиболее значимые методические разработки, публикации из опыта работы, фото- и видеоматериалы и др.);

    • творческие работы учащихся, отражающие их предметную подготовку и уровень развития (рефераты, проекты, конкурсные работы и др.);

    • отзывы членов администрации, коллег, учащихся и их родителей об уровне профессиональной деятельности педагога, его авторитетность.

Роль технологии портфолио в совершенствовании индивидуального мастерства педагога и общешкольной методической работы

Портфолио включает все то, что может документально засвидетельствовать уровень мастерства и творчества педагога, способствовать оценке качества его работы.

Портфолио может быть представлено на бумажных носителях и в электронной версии. В первом случае — это файловая папка с вкладышами, в которой материалы размещаются в соответствии с указанной выше структурой. Электронная версия портфолио оформляется в виде электронных таблиц с приложениями отсканированных документов, подтверждающих наличие наработанных материалов и достижений педагога, а также электронных файлов с работами педагога и учащихся.

Процесс разработки и ведения портфолио (как способа и средства профессионального развития, которые рано или поздно подлежат оцениванию) не предполагает принципа обязательности. Данное нововведение, скорее, следует рассматривать как рекомендацию педагогу со стороны администрации, руководителя методического формирования, методиста с целью оптимизации его личностно-профессионального роста. В случае массового применения данной технологии в образовательном учреждении возникает необходимость разработки критериев оценки портфолио. К таким критериям следует отнести:

  • творческий подход к созданию портфолио;

  • степень обоснованности содержащихся в нем материалов;

  • глубину и практическую значимость данных материалов;

  • наличие выраженной авторской позиции при разработке материалов;

  • способ подачи материалов;

  • оформление портфолио и др.

Данные критерии будут востребованы не только при оценке авторских материалов педагогов руководством учреждения образования, но и при организации публичной презентации портфолио лучшими специалистами перед коллегами. Это, в свою очередь, обеспечит гласность итогов профессиональной деятельности и будет служить образцом творческого роста для начинающих педагогов.

Профессиональное портфолио — это авторские материалы, поэтому хранятся они у педагога и используются им в работе по своему усмотрению. При смене места работы авторское портфолио может выполнять функции рекомендаций.

Для того чтобы работа с портфолио приобрела определенную систему, целесообразно в функциональных обязанностях заместителя директора по учебно-воспитательной (учебно-методической) работе предусмотреть:

  • обучение педагогов работе с технологией портфолио (значимость его для творческого роста, структура, подбор материалов, их оформление);

  • оказание помощи педагогам в подготовке к публичной презентации авторского портфолио;

  • информирование педагогического коллектива о содержательной составляющей авторского портфолио успешного учителя, профессиональная деятельность которого представляет значимость для коллег;

  • учет оценки портфолио при подведении итогов работы педагогов.


По такому же образцу может быть создано портфолио руководителя общешкольной методической службы (заместителя директора, заведующего методическим кабинетом, методиста, руководителя методического формирования). Структура данного портфолио будет зависеть от приоритетных направлений методической работы, общешкольной методической темы, профессионального уровня педагогического коллектива, содержания работы с кадрами на соответствующем уровне.

Такое портфолио включает:

  1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность методической службы (как государственные, так и локальные).

  2. Структурно-функциональную модель методической службы.

  3. Схему взаимодействия с региональными (городскими, районными) методическими структурами.

  4. План методической работы на определенный период.

  5. Карты профессионального роста педагогов.

  6. Модель инновационного поля учреждения образования.

  7. Материалы, сопровождающие инновационную, исследовательско-экспериментальную работу педагогов (программы, планы, проекты, алгоритмы, рекомендации, критерии оценки идр.).

  8. Материалы по ППО (схемы, образцы, адреса ППО, список литературы по данной проблеме).

  9. Материалы, касающиеся аттестации педагогических кадров.

  10. План-график ВШК.

  11. Материалы из опыта работы педагогов школы.

  12. Мониторинговые материалы (памятки, образцы, схемы, алгоритмы, анкеты, перечень критериев и показателей оценки профессиональной деятельности педагога, аналитически материалы и др.).

  13. Аннотированный список литературы по теме общешкольной методической работы и др.

Реализация педагогом в практической деятельности технологии портфолио будет способствовать разработке авторской методической системы, которая включает в себя следующие компоненты (по В. М. Монахову): педагогические цели (глобальные, этапные, оперативные), методический стиль (элементы — когнитивный, мотивационный, содержательно-операционный индивидуально-творческий, рефлексивно-оценочный, методический опыт), организационные формы (традиционные и инновационные).

Таким образом, использование технологии портфолио поможет администрации целенаправленно и системно осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога, иметь полную информацию о результатах деятельности специалиста, выявлять ценный опыт с целью его распространения среди коллег, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом педагога, координировать коллегиальные усилия по повышению результативности работы учреждения образования.


Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений.

Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов)

Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.


Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.


Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.


Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.


Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.


С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».


Педагоги гимназии ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях гимназических и городских методических объединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя гимназии имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой.


Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии «портфолио учителя» для педагогического коллектива, особенно для вновь аттестуемых учителей.


Когда мы говорим о педагогических технологиях, часто возникает образ технократического феномена. Само слово «технология» действительно пришло из технического (а скорее, производственного) мира, хотя и произошло от греческого techne — искусство, мастерство, умение. Роль новых технологий скорее следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития.


Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

Требования к оформлению портфолио и принцип работы:
1. Системность и регулятивность самомониторинга.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.
6. Аккуратность и эстетичность оформления.
7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
8. Наглядность результатов работы.
9. Технологичность.

Возможные разделы портфолио.

  • Раздел 1. Общие сведения об учителе
    Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

  • Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
    Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

  • Раздел 3. Научно-методическая деятельность
    В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога

  • Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету

  • Раздел 5. Учебно-материальная база
    В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии).

Основная цель портфолио — оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки).

Структура портфолио может быть разнообразной.


Комментарий к портфолио должен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли учителя в отношении его деятельности, дающим полную картину творческого роста педагога. Он может быть представлен в виде отдельного письма читателю, выступления, краткого параграфа с выражением своих мыслей, эссе, объяснительной записки и т. д.


В документах собираются материалы, регламентирующие работу педагога (положение о едином орфографическом режиме, ведении и проверке тетрадей, нормах оценки и др.).
В творческом досье представлено собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учителя, описание его авторских методик, разработок, программ; а также сведения об основных направлениях его творческой активности, участии в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождении курсов повышения квалификации; карта творческого роста и др.

В диагностике успешности учителя содержатся результаты оценки и самооценки педагога: личности учителя, педагогической деятельности, педагогического общения, качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итоги успеваемости, учебная нагрузка учителя, программный банк, использование современных технологий, результаты олимпиад, план развития кабинета).


Отзывы включают в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные администрацией гимназии, коллегами, родителями, а также самоанализ деятельности педагога: отзыв о творческой работе, выступлении на НПК, педагогических чтениях, педсовете и др., рецензия на статью, методический бюллетень о проведенных открытых уроках, заключение о качестве выполненной работы (творческой, исследовательской), резюме, подготовленное педагогом, с оценкой собственных профессиональных достижений.


Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.

Выступление на педсовете: "Пути повышения профессионального мастерства учителя в свете современных требований развития образования" Осипчук С.А., заместителя руководителя межшкольного методического центра, МОУ «СОШ №1» по теме: "Портфолио как инструмент педагогического роста учителя


Аттестационное портфолио 2009-2010 учебный год

Ф.И.О., место работы: Костюкова Августа Федоровнапедагог дополнительного образования, учитель истории и обществознания КГООУ «Железногорская санаторно-лесная школа» 1.Образовательный ценз

Образов.

Какое учебное заведение закончил, год

Имеющаяся квалификационная категория

Сок действия квалификационной категории

Приказ о присвоении квалификационной категории

Ученое звание, год, диплом

высшее

1971г. Красноярский государственный педагогический институт

Высшая категория

До 29.11. 2012г.

Приказ № 561 Агентства образования Красноярского края от 10.12. 2007г.

2.Профессиональный статус

Должность, предмет

Награды

Звания

Педагог дополнительного образования, учитель истории и обществознания

Диплом ККИПКРО за лучшую программу патриотического воспитания детей и молодёжи в региональном конкурсе «За нравственный подвиг учителя 2009».Программа творческого объединения «Акулы пера» (Школьная газета «Апельсин»).

3.Характеристика деятельности педагога3.1 Результативность в области дополнительного образования

Класс

Количество учащихся

Предмет

Количество занятий

Результаты работы

5-11

11

Школьная газета «Апельсин»

64

Издано 6 номеров газеты «Апельсин»

7-11

12

Музейные уроки «Родниковые истоки»

64

Экскурсии, акция «Обелиск», пополнение фондов школьного музея

4-11

325

Видеолекторий «Познай себя»

35

Беседы, просмотр видеофильмов

3.2 Результативность по дополнительному образованию

Уровень

Вид деятельности

Участники

Результат

Краевой Краевой Школьный

  • Подготовка исследовательского реферата «Человек удивительной судьбы: ветеран войны, защитник Отечества, педагог» на НПК научных обществ учащихся санаторных школ Красноярского края

  • Участие в Акции «Обелиск»

 Проведение музейных уроков «Родниковые истоки»

Адмакин Я., учащийся 7 класса Учащиеся 4-11 классов Учащиеся 10-11 классов

Сертификат участника Более 80 учащихся получили благодарности и дипломы

3.3 Результативность в области воспитания

Уровень

Вид деятельности

Участники

Результат

Городской

Участие в проведении городской ярмарки книг (выставка Железногорской прессы)

Редколлегия газеты «Апельсин»

Грамота

Школьный

Работа лекторской группы учащихся к юбилею Победы

Учащиеся 5-11 классов

Представлено 3 презентации, проведены 10 бесед

Всероссийский

Участие в XII Всероссийском дистанционном телекоммуникационном фестивале детской и юношеской прессы

Алёнкина Дарья, работа «Мои друзья»

3.4.Результативность в области здоровьесбережения

Методы, приемы, средства

Результат

Использование здоровьесберегающих технологий. На занятиях создаются условия для душевного равновесия и комфорта учащихся, используются эмоциональные разрядки

Нет нарушений техники безопасностиОбщий позитивный эмоциональный фон занятия

3.5. Профессиональные действия и средства (технологии, методы, формы, авторские программы)

  • Информационные технологии. Применение опорных конспектов, интерактивных форм обучения, групповой исследовательской деятельности

3.6.Отношение к профессиональной деятельности педагогического работника детей и родителей (результаты анкетирования, опросов).
4.Эффективный профессиональный и социальный опыт

Уровень

Мероприятие

Результат

Школьный

Выступление на педагогическом совете по теме: «Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе».

5.Рефлексивно-аналитическая записка – самооценка профессиональных норм поведенияРеализацию поставленных целей и задач мне помогает осуществлять владение профессиональными компетенциями: глубокое знание содержания теории и методики преподавания.Обладаю такими качествами как человеколюбие, честность, трудолюбие, целеустремлённость, бережное отношение к внутреннему миру учащихся, умение доводить начатое дело до конца, самокритичность, справедливость, доброжелательность и требовательность.Считаю, что задачи дополнительного образования можно решать, сочетая различные формы и методы работы: традиционные, активные и интерактивные. 6.Сведения о повышении квалификацииДекабрь- февраль 2010г. курсы КГБОУДПО (ПК) С ККИПКППРО «Организация исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования», 96 часов (удостоверение № 34)

Идея применения портфолио возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования.

Портфолио состоит из следующих частей :

1. Портфолио документов (сертифицированных (документированных) достижений, информация об авторе: результаты деятельности; отображение особенностей личности автора портфолио).

Основное требование для этого компонента – достоверность документов. В бумажном варианте сертификакты, грамоты, дипломы и пр. оформляются в соответствии с существующей традицией: скрепляются подписями ответственных лиц и печатью организации, выдавшей документ. Электронным аналогом является документ, подписанный электронной цифровой подписью. Согласно российскому законодательству, электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для для защиты электронного документа от подделки и позволяющий идентифицировать автора документа, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Электронная цифровая подпись - ключевой элемент официального электронного документооборота, благодаря ей документ приобретает юридическую силу.

Российский закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП) вступил в силу в 2002 г (№1-ФЗ от 10 января 2002 г.). Закон предусматривает также развертывание в стране сети удостоверяющих центров, который выдает владельцу электронной подписи сертификат, который удостоверяет, что подпись принадлежит конкретному лицу ( выдается сертификат подписи).

Однако в нашей стране в системе образования пока нет достаточного опыта работы с ЭЦП, что создает определенные проблемы, кроме того , оплата услуг по использованию ЭЦП также становится заметным препятствием к широкому внедрению ЭЦП в образовании.

Размещение документа на официальных сайтах в достаточной мере обеспечивает его достоверность. Какие сайты могут выступать в качестве официальных? Это сайты в рамках официальных проектов Федерального, регионального, муниципального уровней.


2. Портфолио работ (материалы, отражающие основные направления и виды деятельности; описание основных форм и направлений творческой активности; разработки преподавателя).

Данная часть электронного портфолио практически не имеет отличий от бумажного варианта. Любой документ, размещенный в традиционном бумажном портфолио, может быть без труда переведен в электронный формат. Если портфолио работ содержит текстовые документы, то можно сделать сканированные изображения таких страниц, возможно , с распознаванием текста (или взять текстовые файлы документа). Если в портфолио работ представлены рисунки или фотографии – достаточно их просканировать или сфотографировать на цифровую камеру.

Другие элементы творчества (модели, проекты и т.д.) могут быть также сфотографированы цифровой камерой.

Для того, чтобы коллекции творческих работ были доступны для изучения, оценки, сравнения, организации поиска, должна быть предложена единообразная схема (структура) описаний.

3.Портфолио отзывов (характеристики отношения преподавателя к различным видам деятельности; заключения, рецензии, рекомендательные письма, резюме; отзыв о работе в творческом коллективе; рефлексия).

С точки зрения техники перевода отзывов в элктронный формат мы не встречаем каких-либо особенностей. Вопрос состоит лишь в том, какие отзывы, должны быть подписаны официально, а какие нет. Если в портфолио присутствует подписанный официальный документ, то достоверность такого документа подтверждается так же, как и достоверность элементов портфолио документов.

В случае, когда не требуется юридическая достоверность отзывов, могут быть задействованы известные механизмы ( например, книга отзывов, форумы). Чтобы избежать очевидных нарушений или возможного некорректного поведения пользователей при заполнении книги отзывов, нужно контролировать содержание отзывов, применять предварительную регистрацию составителей отзывов. Эта часть портфолио в Интернете остается самой незащищенной.

Электронное портфолио формируется и размещается на сайте ОУ.

.


Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»: #left {max-width:1200px;}

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»,
© 2012-2016

net