Проектирование современного урока
- Алгоритм проектирования учебного занятия
-
- 1. Анализ предыдущего занятия с целью выявления проблем
-
- 2. Выбор темы следующего учебного занятия с учетом проведенного анализа
-
- 3. Осуществление целеполагания
- 4. Определение типа урока и его структуры
-
- 5. Определение методов на каждый этап урока
-
- 6. Определение средств, которые будут использованы во время учебного занятия
-
- 7. Определение оптимального темпа ведения урока
-
- При проектировании урока важно ответить на следующие вопросы:
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
- Как он связан с предыдущим, на что в них опирается?
- Как этот урок работает на последующие уроки, темы?
- Как учтены реальные возможности учащихся группы, уровня их воспитанности, развития, интересов, склонностей.
- В чем специфика данного урока. Его тип.
- Какие задачи будут решаться на уроке:
- -образовательные,
- - воспитательные,
- - задачи развития.
- Какие из них главные, стержневые.
- 7. Какова будет структура проведения урока, обоснование ее рациональности.
- Какими методами будет осуществляться достижение задач урока? (сочетанием словесных, наглядных, практических, репродуктивными или проблемно-поисковыми методами обучения, самостоятельной работой, или под непосредственным руководством преподавателя).
- Формы организации работы обучающихся (фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные).
- Какие средства будут использованы на уроке: учебники, наглядные пособия, ТСО и другие.).
- Подробный (развернутый) план урока
-
- Номер урока по календарно-тематическому плану;
- Группа;
- Дата проведения;
- Тема урока;
- Цели урока
- Примеры формулировки обучающих целей:
- Дать начальное (или первичное) представление о …;
- Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);
- Закрепить понятия (знания)…;
- Обобщить (систематизировать) знания …;
- Углубить следующие представления …;
- Расширить знания…;
- Обеспечить усвоение…; (указать, какие ОК и ПК будут формироваться:ОК4, ПК2, ПК5…)
- Развивающие цели
- На уроке способствуем развитию:
- - речи - обогащение и усложнение ее словарного запаса, усложнения смысловой функции, усиление коммуникативных свойств, овладение художественными образами, выразительными свойствами;
- - мышления, т.е. учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия. В этот процесс необходимо включать и процессы развития воображения, фантазии:
- - сенсорной сферы. Это развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
- двигательной сферы. Это овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развитие сноровки, соразмерности движений
- способностей (творческих, специальных),
- коммуникативных умений
- Примеры формулировки воспитательных целей:
-
- Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);
- Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;
- Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
- Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.
- Подвести учащихся к пониманию того, что сопереживание сочувствие, сострадание, соучастие, содействие - формы гуманистического отношения между людьми.
- Подвести учащихся к пониманию того, что каждый человек имеет право на личностное пространство: как в образовательном учреждении, так и дома.
- Выпускник НУОР, освоивший ОПОП СПО, должен обладать общими компетенциями:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
- ОК-10. Использовать знания иностранного языка в профессиональной деятельности
- ОК-11. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать культурные, социальные и религиозные различия
- ОК-12. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих
- ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
-
- Подробный (развернутый) план урока
- Материально-техническое оснащение урока:
- - оборудование (указывается вид и количество);
- инструменты и приспособления;
- материалы;
- ТСО.
- Учебно-методическое оснащение урока: наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций, опорных конспектов и др. пособий обязательно с указанием их количества);
- Тип урока;
- Вид урока (если нестандартный);
- Структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
- Ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.
- Типы уроков по дидактической цели:
- Урок изучения нового материала (урок-лекция, видеоурок, урок-экскурсия, урок-защита докладов, проектов, урок-конференция и т.д.);
- Урок закрепления (брейн-ринг, урок-КВН…)
- Урок отработки умений и навыков (
- Контрольный урок (итоговый урок);
- Комбинированный урок.
- Типы уроков в профессиональном обучении
- Вводный урок.
- Урок по изучению и первичному закреплению нового материала.
- Урок по закреплению знаний и способов деятельности.
- Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности.
- Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
- Урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности
- Виды уроков (по преобладающему методу обучения)
- Видеоурок
- Урок-деловая игра
- Урок-путешествие
- Урок-конференция
- Урок-диалог и т.п.
- ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА: текстовая, табличная, графическая, комплексная
-
- для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;
- для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице.
- для графической формы – вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана.
- для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм.
- Структура урока
- Структура урока строится на основе дидактических целей, с учетом содержания учебного материала, состава умственных и практических операций, осуществляемых в ходе учебной деятельности, психологических закономерностей и условий (состав группы, уровень подготовки, …)
- Типы анализа урока
- полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
- краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
- комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
- аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
- Самоанализ урока
- Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
- Основные требования к анализу урока
- цель и задача анализа темы;
- знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
- умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
- характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
- обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
- обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
- психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
- оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
- выполнение намеченных задач урока;
- оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
- умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
- удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
- намечаемые меры по устранению недостатков
- Основные пути повышения эффективности урока
- постановка и решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
- оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);
- стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;
- Применение интерактивных и деятельностных технологий обучения;
- организация самостоятельной деятельности учащихся;
- единство формирования профессиональных (специальных) и общих компетенций;
- организация оперативной обратной связи;
- формирование отношений сотрудничества преподавателя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;
- интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.
- Проявление субъектной позиции учащегося выражается в:
- целеполагании (Для меня сегодняшний урок…);
- свободе выбора содержания образования и способов его освоения (Я бы, пожалуй, сделал так…);
- соблюдении коммуникативных прав учащихся;
- использовании договорных отношений ;
- осуществлении обратной связи от учащихся
- Для обеспечения субъектной позиции обучающихся на уроке необходимо ПРИМЕНЯТЬ:
- Интерактивные методы обучения
- Проблемное обучение
- Способы создания проблемной ситуации:
- Знакомство с противоречивыми фактами:
- Необходимость выбора нужной информации в ситуации избыточной информации;
- Противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации);
- Побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению;
- Противоречие между существующими техническими решениями и требованиями к ним на современном этапе;
- Предъявление парадоксов (противоречие между жизненными и научными представлениями);
- Задание ситуаций практического характера, требующих оценки (самостоятельной. совместной с преподавателем, преподавателем, коллективной).
- Постановка эксперимента, результаты которого необходимо понять, объяснить.
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»,
© 2012-2016
net