Планирование урока


ГОУ «КРИРПО»

Консультация 17.12.2009 г.

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА

Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана. Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.

ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

  1. Свернутый план-конспект.
  2. Подробный (развернутый) план-конспект.

Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:

  • Номер урока по календарно-тематическому плану;

  • Группа;

  • Дата проведения;

  • Тема урока;

  • Цели урока:

Цель – это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом – уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.

Педагог, приступая к формулировке целей:

- изучает требования образовательного стандарта и программы;

- обращает внимание на требования к теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;

- определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть учащимся;

- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность учащихся в результате обучения.

Триединая цель урока - выражает основное содержание учебного занятия, его познавательный, развивающий, воспитательный аспекты.

I. Познавательный аспект ТЦУ (образовательная, дидактическая, учебная цель). Это основной и определяющий аспект цели урока. Он складывается из выполнения следующих требований:

1. Учить и научить каждого учащегося самостоятельно добывать знания. Формирование навыков учебного труда (планирование, самоконтроль, темп работы). Учить чему — нибудь других — значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат.

2. Формирование научных знаний. Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, оперативность, прочность. Целесообразно при планировании образовательной цели урока указатькакого качества знаний умений и навыков учащимся предлагается

достигнуть на этом уроке: репродуктивного, конструктивного или

творческого. Раскрытие содержания понятий, категорий. Расширение знаний учащихся по отдельным вопросам. Закрепление, обобщение, систематизация знаний

3. Формирование практических умений и навыков по предмету. Формирование навыков - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма. Формирование умений - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.

Дидактическая цель должна быть разной в разных учебных группах, поскольку неодинаковый уровень подготовки учебной группы.

Примеры глаголов, используемых для конкретизации целей:

1. Для определения учебных целей:

  • Анализировать;

  • Вычислять;

  • Высказывать;

  • Формулировать определения;

  • Демонстрировать;

  • Знать, интерпретировать;

  • Использовать, оценивать;

  • Понимать (преобразовывать из одной формы в другую, объяснять, предсказывать последствия, результаты);

  • Применять в конкретных условиях и новых ситуациях, создавать;

  • выполнять работы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль;

  • работать с учебником, словарем, картой, составлять конспект, тезисы, читать графики и т.п.;

  • понимать цель;

Примеры формулировки обучающих целей:

  • Дать начальное (или первичное) представление о …;

  • Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);

  • Закрепить понятия (знания)…;

  • Обобщить (систематизировать) знания …;

  • Углубить следующие представления …;

  • Расширить знания…;

  • Обеспечить усвоение…;


II. Развивающий аспект ТЦУ.

Результат развития проявляется не сразу, т.к. учащиеся развивается медленнее, чем процесс его обучения и воспитания. Он складывается из четырех блоков:

  • Развитие надпрофессиональных компетенций, развитие мышления, речи, памяти, развитие сенсорной сферы, двигательной сферы, развитие учебной мотивации, познавательного интереса.

  • Развитие познавательных способностей и творчества обучающихся. Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных предметных, но и общеучебных умений и навыков, которые служат основой для реализации любой деятельности.

  • Изучение и учет уровня развития психологических особенностей учащихся, предъявление заданий в «зоны ближайшего развития».

На уроке способствуем развитию:

- речи - обогащение и усложнение ее словарного запаса, усложнения смысловой функции, усиление коммуникативных свойств, овладение художественными образами, выразительными свойствами;

- мышления, т.е. учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия. В этот процесс необходимо включать и процессы развития воображения, фантазии:

- сенсорной сферы. Это развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

- двигательной сферы. Это овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развитие сноровки, соразмерности движений.

Конструирование системы развивающих целей отражает основные умения, которые отрабатываются на учебном занятии, формируются через систему упражнений, для которых характерен «перенос» знаний из одной учебной ситуации в другую, и творческих заданий для самостоятельной работы.

Примеры глаголов, используемых для дляопределения развивающих целей:

Для формирования творческих способностей:

  • Варьировать, видоизменять, модифицировать;

  • Перегруппировывать, реорганизовывать, перестраивать;

  • Ставить вопросы, синтезировать, систематизировать;

  • Анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы.

Для развития коммуникативных умений:

  • Вступать в контакт, слушать;

  • Выразить мысль, задать вопрос на уточнение, понимание;

  • Извиниться, извинить;

  • Поблагодарить, высказать похвалу;

  • Оказать помощь, пригласить, присоединиться, принять участие;

  • Сотрудничать, согласовывать и т.д.;


Примеры формулировки развивающих целей:

  • Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);

  • Развивать у учащихся профессиональные интересы;

  • Содействовать развитию специальных способностей;

  • Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).


III. Воспитательный аспект ТЦУ.

Воспитывающий аспект цели должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся в их взаимодействии для формирования и развития различных качеств личности учащихся.

Раскрывая возможности воспитывающего взаимодействия педагога и ученика, Н.Е. Щуркова особое внимание педагогов обращает на реализация принципа ценностной ориентации в работе с учащимися .

Цель урока должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи, например, цель – «сформировать у учащихся какое-либо понятие» предполагает решение ряда задач: актуализировать ЗУНы, непосредственно связанные с темой урока, сформировать у учащихся новые понятия и способы действия, организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.

«Поставить на 45 минут воспитывающие или развивающие цели – это нонсенс. Но дидактическая цель учебного занятия должна быть» (Элеонора Кайнова, проф. Института проблем развития СПО, чл.корр. АПО).

Примеры формулировки воспитательных целей:

  • Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);

  • Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;

  • Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

  • Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.


Некоторые варианты воспитательных целей, сконструированные на основе программы воспитания Н. Е. Щурковой.

1. Способствовать осознанию положения о том, что сообщество - важное условие жизни человека.

2. Подвести учащихся к пониманию того, что сопереживание сочувствие, сострадание, соучастие, содействие - формы гуманистического отношения между людьми.

3. Подвести учащихся к пониманию того, что каждый человек имеет право на личностное пространство: как в образовательном учреждении, так и дома.

4. В процессе взаимодействия учащихся на учебном занятии дать возможность каждому учащемуся осознать, что он влияет на самочувствие окружающих людей. Главная цель воспитания: развитие нравственного сознания, нравственного самосознания, нравственных мотивов может быть достигнута средствами учебного занятия. Прогнозируемый результат- нравственная позиция, нравственное поведение участников образовательного процесса.


  • Материально-техническое оснащение урока:

- оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);

- инструменты и приспособления;

- материалы;

- ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)

  • Учебно-методическое оснащение урока:

- наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций, опорных конспектов и др. пособий обязательно с указанием их количества);

  • Тип урока;

  • Вид урока(Если нестандартный);

  • Структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;

  • Ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.


При планировании урока важно ответить на следующие вопросы:

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
  2. Как он связан с предыдущим, на что в них опирается?
  3. Как этот урок работает на последующие уроки, темы?
  4. Как учтены реальные возможности учащихся группы, уровня их воспитанности, развития, интересов, склонностей.
  5. В чем специфика данного урока. Его тип.
  6. Какие задачи будут решаться на уроке:
    1. образовательные,
б. воспитательные,
в. задачи развития.
Какие из них главные, стержневые.
7. Какова будет структура проведения урока, обоснование ее рациональности.
  1. Какими методами будет осуществляться достижение задач урока? (сочетанием словесных, наглядных, практических, репродуктивными или проблемно-поисковыми методами обучения, самостоятельной работой, или под непосредственным руководством преподавателя).

  2. Формы организации работы обучающихся (фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные).

  3. Какие средства будут использованы на уроке: учебники, наглядные пособия, ТСО и другие.).



ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА: текстовая, табличная, графическая, комплексная

В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:

  • для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;

  • для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице.

  • для графической формы – вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана.

  • для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.



Текстовая форма

При описании хода урока под заголовками выделяются все структурные этапы, в которых указываются: их подробное или сжатое содержание; методы; формы организации учебной деятельности обучающихся; приемы активизации учебно-познавательной деятель-ности учащихся; и т.д.

Для краткости записи можно ввести условные обозначения, которые по ходу представления содержания отмечаются на полях, выделяются цветом или шрифтом.

Основное содержание структурных элементов урока

  • Организационный момент: приветствие, психологическая установка на привлечение внимания учащихся к уроку, проверка посещаемости и подготовленности к занятию.

  • Повторение пройденного материала (проверка Д/З): перечисляются виды и формы контроля ЗУН. Обязательно указываются предлагаемые для проверки вопросы и даются варианты правильных ответов, которые могут быть представлены в скобках, выделены цветом или оформлены в табличной форме (вопросы – ответы).

  • Актуализация имеющихся ЗУН для подготовки к усвоению новой темы: отмечаются способы установления логической связи нового материала с ранее пройденным, а так же потребностно-мотивационные установки учащихся.

  • Постановка темы и цели урока перед обучающимися: необходимо четко сформулировать тему, определить цели урока и основные положения или вопросы, которые должны быть усвоены обучающимися.

  • Изучение нового материала: в этой части кроме теоретического содержания, указываются все методические рекомендации, т.е. сопровождающие методы обучения, методы учения и формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, используемые средства наглядности, демонстрации и раздаточный материал. В конспекте указывается, на каком этапе изложения нового материала и каким образом они будут использованы.

  • Закрепление. Указываются виды заданий и упражнений для закрепления, используемый дидактический материал, способы проверки.

  • Практическая работа (на уроке производственного обучения):

указываются цели, оснащение и содержание практической работы. Перечисляются виды инструктажей и выполняемых учащимися упражнений. Приводится вариант оформления отчета по проделанной работе.

  • Подведение итогов: даются обобщающие выводы по содержанию и организации проведенного урока. Делается анализ выполненных учащимися работ, указываются их положительные и отрицательные стороны. Сообщаются и комментируются оценки.


Табличная форма

Подробный план – разработка

открытого учебного занятия производственного обучения

Группа: 287

Профессия по ОК 016-94: столяр строительный

Мастер п\о: Мясоедов Виктор Федорович

Тема программы: Комплексные работы - 132 часа

Тема урока: Изготовление скворечника

Продолжительность урока: 6 часов

Цели урока:

Обучающая -

формирование профессиональных умений и навыков по:
- изготовлению, подгонке и сборке деталей в готовое изделие по чертежам;
- составлению алгоритма трудовых действий.

Развивающая -

содействие развитию:
- технологического мышления;
- самостоятельности в рациональной организации и планировании своей деятельности;
- навыков самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Воспитывающая -

- формирование экологической культуры, чувства ответственности за выполненную работу;
- развитие навыков самостоятельной работы, навыков группового взаимодействия.


Тип урока: урок по выполнению комплексных работ

Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения:

  1. Словесные: объяснение, беседа.

  2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ мастером трудовых приемов, использование технических средств обучения.

  3. Практические: упражнения по выполнению приемов и операций, самостоятельная работа обучающихся по выполнению комплексных работ.

Межпредметные связи:

1. Спецтехнология: «Основные операции по обработке древесины».

«Столярные соединения».

  1. Материаловедение: «Характеристика древесины основных пород», «Пороки древесины», «Физические свойства древесины»

  2. Черчение: «Чтение чертежа».

  3. Экология: «Охрана окружающей среды».


Средства обучения:

а) материально- техническое оснащение:

оборудование: верстаки столярные, стационарная сверлильная машина DP350.инструменты: угольники, линейки металлические, струбцины, рубанки, ножовки, стамески, киянки, отвертки.

материалы: пиломатериал (сосна и береза), шурупы, шлифовальная шкурка, клей ПВА.

эталон: скворечник (образец готового изделия, выполненного строго по чертежу).


б)учебно-методические (дидактические) и технические средства обучения:

слайды по теме, чертеж скворечника и чертеж сборки (12 шт.), плакат с экраном активности обучающихся, цветные карточки с названием технологических операций, макет дерева и цветные карточки (в форме листьев) с вопросами, жетоны с названиями пород древесины, чертеж передней стенки скворечника, технологическая карта «Изготовление скворечника» (плакат), оценочный лист (12 шт.).

ТСО: компьютер, проектор для презентации, экран,

Литература:

  1. Строительное черчение [Текст] : учебник для нач. проф. образования / Е.А. Гусарова, Т.В. Митина, Ю.О. Полежаев и др. ; под общ. ред. Ю.О. Полежаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.

  2. Крейндлин, Л.Н. Столярные, плотничные, стекольные и

паркетные работы [Текст] : учеб. для нач. проф. образования / Л.Н. Крейндлин. – 2-е изд., стер. – М.: ПрофОбрИздат, 2002.- 352 с.

  1. Куликов, О.Н. Охрана труда в строительстве [Текст] : учебник для нач. проф. образования / О.Н .Куликов, Е.И. Ролин.- 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 288 с.

  2. Степанов, Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева [Текст]: учеб. для нач. проф. образования / Б.А.Степанов. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. - 328 с.

  3. Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.И. Тупикин.- 4 –е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2004.- 384 с.

Ход урока

Элементы внешней структуры урока

Элементы дидактической структуры урока

Содержание деятельности мастера п/о

Содержание деятельности обучающихся

КМО

1. Организационная часть

(5 минут).

- приветствие;
- выявление отсутствующих обучающихся;
- проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям производственной санитарии и техники безопасности);
- назначение дежурных.

Отвечают на приветствие. Бригадир докладывает о явке обучающихся на занятие.

Эталон образца скворечника, макет дерева

2. Вводный инструктаж
(40 минут).


1. Целевая установка на урок и мотивация обучающихся
(5 минут).
1.1 Мотивация обучающихся

а) Чтение мастером стихотворения о скворцах на фоне аудиозаписи (пение птиц):
Скворцы
Бреду и брежу первой синевою.
А солнце плещет полымем в лицо.
И вдруг вверху, над самой головою -
Такой знакомый крик скворцов.
И - только миг. И вот - уже растаял.
И далеко за крышами домов,
В весеннем зное потонула стая
Моих бродяг, вернувшихся домой.
(Антон Пришелец)

б) Фронтальная беседа (приложение 1).





в) Вывод мастера о том, что любое жилище должно строиться по определенным правилам, опираясь на конкретные чертежи и схемы.

г) Подведение к теме урока «Изготовление скворечника».
1.2 Целеполагание. Мастер организует с обучающимися определение и обсуждение цели урока.
После обсуждения мастер конкретизирует обучающую цель урока: научиться изготавливать скворечник по чертежам
















Опираясь на жизненный опыт и имеющиеся знания, обучающиеся дают ответы на заданные вопросы.













Обучающиеся формулируют тему урока.
Обучающиеся обсуждают цель урока.
Аудиозапись















Слайды, компьютер, проектор для презентации, экран.

2. Актуализация знаний, умений, навыков и опыта обучающихся
(10 минут).
- Деление группы на 3 команды по четыре человека. Для деления используются жетоны с названиями пород древесины: «Кедр», «Тополь», «Клен».





2.1 Проверка базовых теоретических знаний обучающихся. Викторина “Ответь на вопрос” (Приложение 2).
- Обратите внимание. Перед вами дерево с осенними, разноцветными, готовыми облететь, листьями, за которыми спрятался скворечник. На каждом листочке дерева спрятался вопрос: желтые листья – для команды «Кедр»; розовые листья – для команды «Клен»; синие листья – для команды «Тополь».
Представитель из каждой команды выходит к доске, срывает с дерева листочек, читает на нем вопрос и отвечает. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если участник команды затрудняется с ответом, то команда может помочь ему, но тогда команда получает только 0,5 баллов. Если же и команда затрудняется с ответом, то вопрос передается другой команде.Результаты отражаются на экране активности (приложение 3).

2.2 Проверка практических умений и навыков по одному из ранее изученных приемов: упражнение в выполнении разметки передней стенки скворечника (приложение 8).
Правильное выполнение разметки оценивается в 5 баллов. Результаты мастер п/о отражает на экране активности (приложение 3).
2.3 Повторение и закрепление умений читать чертежи. Работа в командах с карточкой-заданием (приложение 4). Чтение чертежей.
Обучающиеся вытягивают жетоны с названием породы дерева.
Объединение
в команды осуществляется по названию породы. Выбирают командира.
















Представители команд по очереди выходят к доске, срывают с дерева листочек, читают на нем вопрос и отвечают.









Представители команд выполняют разметку передней стенки скворечника.





Обучающиеся в команде обсуждают и отвечают на вопрос.

Плакат с экраном активности, жетоны с названиями пород древесины, цветные карточки с вопросами, чертеж передней стенки скворечника.


3. Формирование ориентировочной основы действий
(25 минут).
3.1 Показ эталонного изделия, рассказ об особых требованиях к изделию с учетом его назначения.
3.2 Разбор эскиза скворечника (приложение 5,6)

- Перед вами готовый скворечник – это эталон. Хочу обратить ваше внимание на особые требования к этому изделию, учитывая его назначение:
- скворечник не строгается изнутри, т.к. в его узком пространстве птичка взлететь не может и к отверстию вылета она поднимается, цепляясь лапками за древесину (не должно быть скользко);
- сразу влететь в скворечник птица тоже не может, сначала она садится на жердочку – ее устанавливают в специальное отверстие;
- отверстие летка должно учитывать размер птиц (ворона, воробей, скворец), для которых оно предназначено
- крышка должна являться навесом от непогоды над жердочкой, т.е. иметь достаточный свес.
А теперь обратим внимание на чертеж.
Скворечник состоит из 8 деталей:- передняя стенка с отверстием для летка d 40 мм и жердочки d 10 мм, размером 200х330 мм и задней стенки, размером 200х330 мм. Верхняя часть передней и задней стенок имеет срез 45 градусов;
- две боковые стенки, размером 164х230х18 мм;
- дно, размером 164х118 мм;
- крышка состоит из двух деталей – 260х200х18 мм и 260х182х18;
- жердочка диаметром 10 мм и длиной 118 мм.
По размерам и деталям чертежа все понятно?
Если все понятно - переходим к технологическим операциям.

3.3 Разбор технологической карты.
3.4 Определение совместно с обучающимися технологической последовательности, приемов и способов предстоящей работы:
а) Дифференцированная групповая работа. Командам раздаются карточки с названиями операций, которые необходимо расположить в правильной последовательности на доске.

Обучающиеся задают уточняющие вопросы.

Эскиз скворечника, чертеж скворечника, технологическая карта, цветные карточки с названием технологических операций, плакат с экраном активности обучающихся.

- Чтобы понять, насколько вы готовы к самостоятельной работе, я предлагаю вам построить алгоритм (последовательность) изготовления скворечника. Я раздаю каждой команде карточки с названием операций, а вы размещаете их на доске в правильной последовательности. Для удобства я выделил три основных этапа в изготовлении скворечника. Посмотрите на доску. Под карточкой розового цвета, команда, которая получила карточки этого же цвета, будет выстраивать последовательность операций при подготовительных работах. Под карточкой желтого цвета следующая команда будет выстраивать последовательность работ при практической части. И под карточкой синего цвета третья команда будет выстраивать последовательность операций при сборке. За правильно выполненное задание команда получает по 5 баллов. А если ответ не совсем верный, с команды снимается 1 балл. Результаты работы команды отражаются на экране активности.
1-я команда определяет последовательность операций при подготовительных работах.
Подготовительные работы
- выбор и сортировка заготовок;
- разметка деталей;
- выпиливание деталей;
- разметка отверстия под леток и шесток;
- разметка отверстий под шурупы.


2-я команда определяет последовательность операций в практической части.
Практическая часть
- установка сверла, d 40мм;
- сверление отверстий под леток;
- смена сверла, d 10мм;
- сверление отверстий под шесток;
- смена сверла, d 8 мм
- сверление отверстий под шурупы.


3-я команда определяет последовательность операций при сборке.

Сборка деталей на шурупы в следующей последовательности:
- крепление шеста к задней стенке;
- сборка передней, задней и двух боковых стенок;
- крепление дна;
- сборка и крепление крыши;
- установка шестка на клей;
- установка деревянных пробок в отверстия под шурупы;
- окончательная отделка изделия

б) Подведение итогов.
Итоги подводятся на экране активности (приложение 3). За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов.

3.5 Повторение и закрепление наиболее сложных трудовых операций: мастер п/о предлагает обучающимся самим показать те операции, в выполнении которых они испытывают затруднения.

3.6 Повторение требований охраны труда (ОТ) и безопасности труда (БТ) при выполнении следующих операций: пиления, строгания, сверления, резания.
- Перед тем, как приступить к работе, нам необходимо вспомнить правила безопасности при выполнении следующих операций: пиления, строгания, сверления, резания:
- опасно держать большой палец у пропила;
- заготовку необходимо прижимать к крышке верстака с помощью струбцины;
- при сверлении необходимо одеть защитные очки;
- нельзя резать стамеской в направлении поддерживающей руки и на себя;
- нельзя пилить древесину на весу, на коленях.
Теперь, вспомним общие правила ОТ и БТ:
- на верстаке должны находиться только необходимые в работе инструменты;
- проверьте исправность инструментов;
- обрезки древесины должны своевременно убираться с верстака и пола вокруг него;
- опилки и стружка удаляются щеткой-сметкой,
- по окончании работы очистить инструменты от опилок и стружки и положить в специально отведенное для этого место;
- привести рабочее место в порядок.
Прежде, чем перейти к самостоятельной работе, обращаю ваше внимание на критерии оценок практического задания по изготовлению скворечника (приложение 7).

    1. Обучающимся выдается индивидуальное задание: изготовить скворечник по чертежу.












Обучающиеся самостоятельно в командах определяют технологическую последовательность изготовления скворечника на всех этапах.












Представитель первой команды на доске под карточкой «Подготовительные работы» размещает карточки с названием операции в технологической последовательности









Представитель второй команды на доске под карточкой «Практическая часть» размещает карточки с названием операции в технологической последовательности.















Представитель третьей команды на доске под карточкой «Сборка» размещает карточки с названием операции в технологической последовательности.













Обучающиеся предлагают мастеру п/о свои варианты по повторению приемов, вызывающих затруднения.

Обучающиеся называют правила безопасного выполнения приемов и операций.

































Обучающиеся рассматривают оценочный лист с критериями оценки практического задания.

  1. Основная часть.



Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение упражнений в трудовых

операциях.
(25 мин)



Текущий инструктаж.
(270 мин)

4. Формирование (отработка) практических способов действия.





5. Применение (закрепление, развитие, углубление) освоенных способов действия.

Организация и руководство упражнениями в выполнении приемов и операций. Индивидуальное и коллективное инструктирование обучающихся. Повторный показ и объяснение приемов на рабочих местах обучающихся.



Самостоятельная работа обучающихся.
Целевые обходы мастера:
Первый обход: проверка организации рабочих мест, соблюдение правил т/б.
Второй обход: проверка правильности выполнения трудовых приемов.
Третий обход: проверка правильности ведения технологической последовательности изготовления изделия. Обращается внимание на соответствие деталей чертежу.
Четвертый обход: проверка правильности ведения самоконтроля (промежуточного, межоперационного), проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе.



Приемка, оценка работ обучающихся, раньше других выполнивших самостоятельную работу.




Пятый обход: приемка и итоговая оценка выполненных практических работ с учетом самооценки и взаимооценки.


Обучающиеся отрабатывают отдельные приемы.









Обучающиеся выполняют самостоятельную работу по изготовлению скворечников. Осуществляют самоконтроль организации рабочего места, соблюдения БТ.
Самоконтроль правильности выполнения трудовых приемов.



Обучающиеся, быстро справившиеся с заданием помогают отстающим.


Обучающиеся вместе с мастером осуществляют приемку изделий.

Набор инструментов, чертеж скворечника и чертеж сборки, технологическая карта «Изготовление скворечника».

4. Заключи-тельный инструктаж
(20 минут)
6. Подведение итогов.






















7. Уборка рабочих мест.

Подведение итогов и анализ выполненных работ:
- совместно с обучающимися подводятся итоги активности команд;
- сообщение оценок за выполненную работу;
- разбор типичных ошибок;
- анализ выполнения безопасных условий труда.

- В нашем училище уже более трех лет существует традиция, связанная с тем, что мы дарим скворечники, изготовленные нашими руками, детям в детские сады. Ведь именно в раннем возрасте закладывается чувство бережного отношения к окружающему миру.

Домашнее задание:
- разработать эскиз кормушки для птиц.

Обучающиеся вместе с мастером п/о проводят разбор типичных ошибок.




















Обучающиеся занимаются уборкой рабочих мест.

Оценочный лист (приложение 7)






Викторина



Разметка детали


Работа с карточками-заданиями


Работа по карточкам



Итого



Команда

«Кедр»








Команда

«Тополь»








Команда

«Клен»







Врезка2
Приложение

Экран активности


Приложение

Оценочный лист

( по практическому заданию)

Ф.И.О. обучающегося__________________________________________________




Ф.И.О.

Критерии оценки


Организация рабочего места


Соблюдение правил по технике безопасности


Соответствие размеров чертежу:


Чистота обработки



(10)

Подгонка соединений



(10)

Сборка




(10)

ИТОГО:



(80)

Оценка

Позиция №1-2









Позиция №3



Позиция №4



Позиция №5



Позиция №6



Позиция №7



10б

10б

10б

10б

10б

10б

80б


Самооценка














Взаимооценка














Оценка мастера п/о















Итоговая оценка














Оценка за урок:

  1. «3» - до 50 баллов

  2. «4» - 50-70 баллов

  3. «5» - 70- 80 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конструирование образовательных целей, приемы их реализации

и проверки уровня достижений.


Образовательная цель (познаватель-ный аспект)

Приемы достижения цели

Варианты вопросов для проверки уровня достижения цели

1. Способствовать запоминанию основной терминологии

1. Пояснение названий.
2. Перечень основных предметов и явлений с указанием их названия
1.Как называются ...?
2.Перечислить основные
названия...
3.Задания тестового
характера... и др.

2. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественной характеристики изучаемых объектов и явлений.

1.Цифры в ходе изложения важного
учебного материала даются в
сравнении.
2.С целью запоминания эталонов
цифр оформляется записи в рабочей
тетради (специальная страничка
«Самое, самое..», «Важно
помнить...» и др.).
3. С целью большей информации
важно цифры из абсолютных
переводить в относительные.
1 .Пересказать основное содержание...
2. Перечислить факты, подтверждающие...
3. Где находятся (располагаются)..?
4. Как произошли..?
5. Каковы основные характеристики...? И др.

3 .Способствовать осознанию основного фактического материала.

1 .Объяснение учебного материала. 2.Пересказ учебного материала. 3.Репродуктивная беседа.
4. Чтение и пересказ текста учебной статьи.
5. Ответы на репродуктивные вопросы учащихся группы и др.
1 .Пересказать основное содержание...
2.Перечислить факты.
подтверждающие...
З.Где находятся
(располагаются)... ?
4.Как произошли...?
5. Каковы основные
характеристики...? И др.

4.Способствовать формированию представления о ...

1 .Яркий, эмоциональный рассказ преподавателя.
2.Демонстрация иллюстраций и
других средств наглядности.
3.Сочетание рассказа преподавателя
и наглядности, подтверждающее
основную информацию.
4. Прочтение учебного текста и др.

1.Рассказать о... 2.Описать внешние признаки.. 3.Какие черты характеризуют образ...? и др.

5.Способствовать осознанию существенных признаков понятия...

1 .Понятие формируется на базе представлений.
2.Понятия раскрываются через определение и выделение существенных признаков. 3.Работа над понятием осуществляется индуктивным путем (примеры - существенные признаки - определение); или дедуктивным путем (определение - существенные признаки - примеры).

1.Дать определение понятия... 2.Каковы существенные признаки понятия..? 3. Что такое...? И др.

6.Создать условия для выявления причинно -следственных связей..
6.1 Раскрыть причины
6.2 Выявить последствия..
1.Проблемное изложение учебного материала.
2.Беседа с использованием вопроса
типа: Почему..? Что произойдет.
если..? Каковы причины..? Каковы
последствия..?
3.Решение познавательной задачи
21. Почему..?. Что произойдет, если..?
3. Каковы причины..?
4. Каковы последствия..?

7.Способствовать пониманию закономерности.. 7.1 Создать условия для выявления взаимосвязи между.. 7.2Способствовать пониманию зависимости между..

1.Проблемное изложение учебного
материала.
2.Беседа с использованием вопроса
типа: Каковы взаимосвязи между..?
Как влияют друг на друга..? Какова
зависимость..? Как зависит..?
3.Решение познавательной задачи
1 .Раскрыть взаимосвязи
между..
2.Обосновать зависимость
между..
З.Как влияют друг на друга..?
4.Как зависит..?
5. Какова зависимость между..?
и др

8.Способствовать пониманию закона...

1 .Разъяснение сути закона в
процессе объяснения.
2.Эвристическая беседа.
3.Решение познавательной задачи с
целью доказательства механизма
действия закона.

1.Доказать, что..

9.Способствовать пониманию теории...

1.Рассказ преподавателя о теории..

1 .Рассказать о теории..

Конструирование развивающих целей, приемы их реализации и проверки уровня достижений.


Развивающая цель (развивающий аспект)

Цель самостоятельной работы учащихся

Содержание заданий для самостоятельной работы


1. Способствовать обучению учащихся умению комментировать прочитанный текст учебной статьи

1.Научиться комментировать прочитанный текст учебной статьи

Прочитать текст учебной статьи (с), кратко сформулировать ответ на вопрос: О чем пишет автор учебной статьи?


2.Способствовать обучению учащихся умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи

2.Научиться находить необходимые сведения в тексте учебной статьи

2.Прочитать текст учебной статьи (с), составить перечень основных понятий, содержащийся в тексте учебной статьи. Дать определение понятий (в процессе работы можно использовать справочные материалы)


3.Способствовать обучению учащихся умению составлять перечень понятий, содержащихся в тексте учебной статьи

3.Научиться составлять перечень понятий, содержащихся в тексте учебной статьи

3.Прочитать текст учебной статьи (с), составить перечень основных понятий, содержащихся в тексте учебной статьи. Дать определение понятий (в процессе работы можно использовать справочные материалы)


4.Способствовать обучению учащихся умению конструировать репродуктивные вопросы по содержанию текста учебной статьи

4.Научиться конструировать репродуктивные вопросы по содержанию текста учебной статьи

Прочитать текст учебной статьи (с), сконструировать репродуктивные вопросы по содержанию учебного материала (Какие..? Где..? Что такое..?)


5.Способствовать обучению учащихся умению отвечать на вопросы преподавателя по содержанию текста учебной статьи.

5.Научится отвечать на вопросы преподавателя по содержанию текста учебной статьи

5.Прочитать текст учебной статьи (с), выделить главную мысль автора в тексте учебной статьи


6.Способствовать обучению учащихся умению выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи

6. Научиться выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи

б. Прочитать текст учебной статьи (с), выделить главную мысль автора в тексте учебной статьи


7.Способствовать обучению учащихся умению выделять логические части в тексте учебной статьи

7.Научиться выделять логические части в тексте учебной статьи

7.Прочитать текст учебной статьи (с), выделить логические части в содержании учебного материала, кратко озаглавить каждую часть

8.Способствовать обучению учащихся умению подразделять текст учебной статьи на основной и пояснительный

8.Научиться подразделять текст учебной статьи на основной и пояснительный

8. Прочитать текст учебной статьи (с), разделить его на основной (главная мысль автора) и пояснительный (фактический
материал, примеры, иллюстрирующие главную мысль)


9.Способствовать обучению школьников умения определять основные закономерности в тексте учебной статьи

9.Научиться определять основные
закономерности в тексте учебной статьи

9.Прочитать текст учебной статьи (с), найти в тексте предложения, в которых отражается зависимость одного явления (объекта) от другого

10.Способствовать обучению учащихся умению составлять сложный план по тексту учебной статьи

10.Научиться составлять сложный план по тексту учебной статьи

10.Прочитать текст учебной статьи (с), выделить смысловые части, озаглавить каждую часть, проанализировать содержание каждой смысловой части, отразить основное содержание статьи в форме сложного плана

11 .Способствовать обучению учащихся умению устанавливать причинно -следственные связи по тексту учебной статьи

11.научиться устанавливать причинно - следственные связи по тексту учебной статьи

11. Прочитать текст учебной статьи (с), найти предложения, в которых раскрываются причины и следствия изучаемых явлений

12. Способствовать обучению учащихся умению определять черты сходства и различия в изучаемых объектах и явлениях

12.Научиться определять черты сходства и различия изучаемых объектов и явлений

12. Прочитать текст учебной статьи (с), определить объекты (явления) для сопоставления, сопоставить, определить черты сходства, определить черты различия. Ответ оформить в виде вывода: 1) черты сходства..; 2)черты различия

13. Способствовать обучению учащихся умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и явлений

13.Научиться умению сравнивать и обобщать изучаемые объекты и явления

13. Прочитать текст учебной статьи (с), найти объекты для сравнения, определить основания для сравнения, сопоставить объекты по определенным основаниям, найти черты сходства, объяснить причины сходства. Сделать вывод.

14. Способствовать обучению учащихся умению конструировать творческие вопросы по содержанию текста учебной статьи

14. Научиться конструировать творческие вопросы по содержанию текста учебной статьи

14.Прочитать текст учебной статьи (с), сконструировать познавательные задачи по тексту учебной статьи (Почему..? Какова причина..? Что произойдет, если..? Какова взаимосвязь...?)

15. Способствовать обучению учащихся умению конструировать познавательные задачи по содержанию текста учебной статьи

15.Научиться конструировать познавательные задачи по содержанию текста учебной статьи

15.Прочитать текст учебной статьи (с..)„ сконструировать познавательные задачи по тексту учебной статьи (как доказать, что.., объяснить причины.., спрогнозировать последствия... обосновать свою точку зрения по поводу..)

16. Способствовать обучению учащихся умению составлять схемы, таблицы, ЛОС по тексту учебной статьи (Примечание: умения

16.научиться составлять:
1. схемы:
2. таблицы:
3. ЛОС по тексту учебной статьи

16.прочитать текст учебной статьи (с), составить: схему, таблицу, Лос по тексту учебной статьи (Примечание: обучение этому умению осуществляется

формируются на нескольких
уроках;
1 .обучение составлению
схемы;
2.обучение составлению
таблицы;
3.обучение составлению ЛОСа


поэтапно: 1 Преподаватель демонстрирует образец работы; 2) преподаватель показывает, как составить по тексту схему, таблицу, ЛОС; 3) преподаватель упражняет учащихся в выполнении задания)


17. Способствовать обучению учащихся умению характеризовать объекты и явления по тексту учебника и дополнительной литературе

17.Научиться характеризовать объекты и явления по тексту учебника и дополнительной литературе

17.Прочитать текст учебной статьи (с), подобрать дополнительную литературу, проанализировать содержание нескольких источников, выбрать сведения, необходимые для комплексной характеристики изучаемого явления (объекта), дать характеристику явления (объекта)


18. Способствовать обучению учащихся умению рецензировать (оппонировать) творческую работу одногруппника

18.Научиться рецензировать (оппонировать) творческую работу одногруппника

18.11рочитать творческую работу учащегося, выявить позитивные и негативные аспекты работы, высказать собственное суждение в форме рецензии или отзыва (Примечание: с планом рецензирования, отзыва на творческие работы, образцами рецензий и отзывом преподаватель знакомит учащихся заранее)


19. Способствовать обучению учащихся умению реконструировать текст учебной статьи

19. Научиться реконструировать текст учебной статьи

19.Прочитать текст учебной статьи (с), выявить позитивные и негативные аспекты в авторском варианте статьи, обосновать свои критические замечания, предложить свой вариант статьи. (Ответить на вопрос: Как бы я написал данный параграф для своих одногруппников)


20. Способствовать обучению учащихся умению выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предложения в процессе анализа текста учебной статьи

20.Научиться 1) выдвигать гипотезу; 2) обосновывать логику доказательства своего предложения в процессе анализа текста учебной статьи

Прочитать текст учебной статьи (с), проанализировать содержание с целью выявления основных идей автора, найти противоречия, сформулировать проблему, высказать собственное предложение (гипотезу), обосновать логику доказательства своего суждения




.


Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»: #left {max-width:1500px;}

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»,
© 2012-2016

net