Требования к уроку
ГОУ «КРИРПО»
Консультация 17.12.2009 г.
Требования к современному уроку.
Понятие об уроке
Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (Пидкасистый П. И.). В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса; цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению познавательной деятельностью учащихся и все его дидактические моменты.
«Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая ( в одинаковые отрезки времени ) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения» (Махмутов М.И.).
II. Типы уроков по дидактической цели:
Урок изучения нового материала (урок-лекция, видеоурок, урок-экскурсия, урок-защита докладов, проектов, урок-конференция и т.д.);
Урок закрепления (брейн-ринг, урок-КВН…)
Урок отработки умений и навыков (
Контрольный урок (итоговый урок);
Комбинированный урок.
Типы уроков в ПО:
0 тип. Вводный урок.
1 тип. Урок по изучению и первичному закреплению нового материала.
2 тип. Урок по закреплению знаний и способов деятельности.
3 тип. Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности.
4 тип. Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
5 тип. Урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.
III. Виды уроков (по преобладающему методу обучения), как правило, это нестандартные уроки
Видеоурок
Урок-деловая игра
Урок-путешествие
Урок-конференция
Урок-диалог
IV. Требования к современному уроку.
Общие педагогические требования:
Четкое определение целей и задач каждого учебного занятия с учетом специфики и возможностей обучающихся.
2. Реализация основных принципов обучения:
- сознательность и активность обучающихся;
- научность и доступность;
- систематичность и последовательность;
- прочность;
- индивидуализация обучения (дифференцированное обучение в профессиональном образовании);
- развивающий характер обучения;
- связь с жизнью (с осваиваемой профессией), личным опытом обучающихся.
Уровни обученности:
I уровень - различение: сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее…
II уровень - воспроизведение: воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу…
III уровень – понимание: отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи…
IV уровень – умений и навыков: выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какая закономерность, какие свойства…
V уровень – перенос: сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи…
Оптимальный отбор содержания с учетом социальных и личностных потребностей и возможностей обучающихся, поставленных целей.
4. Внедрение новых педагогических технологи (Интерактивные технологии обучения, метод проектов, проблемное обучение, кейс-метод и т.п.).
5. Целесообразное использование разнообразных видов, форм и методов совместной деятельности. Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности обучающихся. Создание условий, когда требования к деятельности каждого обучающегося соответствуют его возможностям; такая организация учебного процесса, чтобы каждый учащийся стремился решать учебные задачи собственными силами.
6. Обеспечение оперативной обратной связи, контроля и управления познавательной деятельностью учащихся.
7. Обеспечение на уроке субъектной позиции учащегося.
Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни, субъекта собственной познавательной деятельности на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Проявление субъектной позиции учащегося выражается в:
целеполагании (Для меня сегодняшний урок…);
свободе выбора содержания образования и способов его освоения (Я бы, пожалуй, сделал так…);
соблюдении коммуникативных прав учащихся;
использовании договорных отношений (Работа в диадах – предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа, «Защитный лист»); необходимо установить договор об условиях совместной деятельности, например, правила урока:
- на уроке нельзя не работать (человек должен заботиться о своем собственном развитии и уровне образования);
- нельзя посягать на другого человека (свобода высказывания, тишина, внимание);
осуществлении обратной связи от учащихся («Синквейн», «Мухомор», «Почта», «Все в моих руках» и др.)
8. Использование активных методов обучения. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Исследования психологов:
При восприятии на слух усваивается 20% информации;
Просмотровое чтение – 10-12%
Зрительное восприятие – 30-40 %
Слух + зрение – до 50%
Обсуждение – до 70%
Опора на опыт (свой или известный) до 80%
Совместная деятельность – до 90%
Обучение другого – до 95%
Исследование коэффициента обучаемости в зависимости от используемых методов и средств обучения (США):
Устное изложение материала на уроке – 0,5
Устное изложение с элементами конспектирования – 1,0
Использование ТСО – 2,0
Демонстрация теории – 3,0
Обучение в малых группах – 5,0
Практически занятия по закреплению теории – 7,0
Организация на уроке взаимообучения между учащимися – 9,0
Интерактивные методы обучения: (Кто на уроке больше говорит, тот больше обучается):
- дискуссии ( «Квадро», «Аквариум», «Снежный ком», «Мыслительные шапочки», письменная дискуссия);
- мозговой штурм («Идейная карусель», « Методика принятия группового решения»);
- обучающие игры (ролевая игра, деловая игра);
- работа в малых группах (способы деления на группы, этапы групповой работы).
Варианты эвристических вопросов на проверку умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать умозаключения
На доказательство: |
|
На сравнение: |
|
На обоснование: |
|
На установление последовательности: |
|
На объяснение причин: |
|
На установление значения того или иного явления, процесса: |
|
На выявление основных признаков, качеств, явлений: |
|
Варианты практических заданий для проверки умений применять знания при решении нетиповых задач:
- задачи на выполнение трудовых приемов
- задачи на имитационные упражнения
- задачи на составление схем, таблиц
- задачи на анализ проблем, ситуаций
- задачи на составление учебных проектов
- учебно-исследовательские задачи
- Формулирование задач:
- Объясните смысл…
- Докажите, что…
- Правильно ли, если…
- Произведите разбор…
- Опишите как протекает (наблюдение)…
- Даны… определите…
- Сделайте схему…
- Составьте блок-схему алгоритма…
- Составьте обзор…
- Разработайте отчет об экскурсии…
- Напишите краткое содержание…
- Опишите модель поведения продавца в ситуации…
- Составьте проект рекламного объявления…
- Напишите покупателю письмо-уведомление…
- Найдите ошибки в поведении продавца в ситуации…
- Составьте кроссворд на проверку знаний…
- Разработайте предложения по экономии рабочего времени…
- Продемонстрируйте свои умения…
- Покажите трудовые приемы
Развитие творческого и самостоятельного мышления.
Анкета «Творческий ребенок».
Творческое начало можно определить по тому, задают ли учащиеся вопросы
Способы создания проблемной ситуации.
Знакомство с противоречивыми фактами
Необходимость выбора нужной информации в ситуации избыточной информации
Противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации)
Побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению
Противоречие между существующими техническими решениями и требованиями к ним на современном этапе
Предъявление парадоксов (противоречие между жизненными и научными представлениями)
Задание ситуаций практического характера, требующих оценки (самостоятельной. совместной с преподавателем, преподавателем. Коллективной).
Постановка эксперимента, результаты которого необходимо понять, объяснить.
10. Разнообразие типов и видов уроков.
Нетрадиционный (нестандартный урок) – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру, необычное по замыслу, организации и методике проведения.
Типология нестандартных уроков:
Уроки в форме соревнований и игр (урок- КВН, брейн-ринг, «Что? Где? Когда?», Турнир знатоков истории, Экономичесая викторина, Конкурс на лучшего знатока строительных материалов, «Слабое звено», крестики-нолики, состязание в решении кроссвордов, «Народ против», ) «Поле чудес», Конкурс мастерства,
Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (урок-суд ; «Фабрика звезд», «Математическое кафе», урок – фирма, урок – деловая игра «Биржа труда» (Трудоустройство), Конструкторское (рационализаторское, технологическое) бюро.
Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работ, известных в общественной практике (урок-аукцион, урок-конференция, урок-бенефис, урок-диспут, урок-собрание, «Олимпиада», «Марафон», «Бригадный подряд», урок-презентация, урок-агитация, урок-общественный смотр знаний.
Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (уроки взимообучения учащихся, интегрированные уроки, бинарные уроки, урок-панорама, урок-зачет (по выбору учащихся, тестирование), урок-калейдоскоп предметов, урок-лото, урок-загадка, проблемный урок, урок-исследование, урок - индивидуальная работа с карточками-заданиями.
Уроки-фантазии (уроки творчества) (урок-творческий отчет, урок-путешествие, урок-сказка, урок-спектакль, урок-сочинение, урок воспоминаний, урок изобретательства.
Нетрадиционные уроки формируют интерес к предмету, развивают умения и навыки самостоятельной работы, стремление к творческому поиску, активизируют учащихся при подготовке к уроку, способствуют становлению отношений сотрудничества и т.д.
11. Гуманизация урока, предоставление учащемуся свободы для индивидуального развития, утверждения ценности человека и реальной жизни (Н.Е. Щуркова). Педагогическая поддержка учащихся, создание ситуации успеха. Элеонора Кайнова, проф. Института проблем развития СПО, чл.корр. АПО: по теории управления начинать надо с жестких форм. Преподаватель должен сразу показать, что он здесь хозяин положения, уважаемое лицо, требующее дисциплины и серьезного отношения к себе. Только потом можно ослабить жесткую хватку и переходить на более мягкий режим совместной работы.
Переход от строгого урока, который характеризуется регламентацией, четким порядком, дисциплиной, исполнительностью учащихся, подчиняющихся преподавателю, точными очертаниями учебного материала, традициями и ритуалами, правилами к свободному уроку, соответствующему сегодняшнему времени и специфике общественного развития.
Свободный урок – это:
а) Открытие истины, поиск истины и осмысление истины вместе с учителем. (Истины высвечивают одну из сторон жизни);
б) Часть жизни учащихся и преподавателя, и проживание этой жизни должно осуществляться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
в) Часть истории личностной судьбы ребенка. Поэтому переживания должны быть богаче, а взаимоотношения – тоньше (говорящий говорит лишь тогда, когда его слушают и направляет свою речь не только учителю как оценщику или контролеру, слушатели-учащиеся создают условия для выступающего своим вниманием и доброжелательностью, просьба используется как единственная форма требования, деликатность и великодушие преподавателя);
учащиеся еще не все умеют, понимают, поэтому подбор организационных форм познавательной деятельности должен учитывать особенности подросткового и юношеского возраста.
г) Свободный урок - это урок, свободный от страха. Мы боимся допустить свободу воли ученика. Заранее наделяя его дурными качествами. Мы не умеем проявлять интерес к личности другого человека.
Учитель на уроке выступает как человек современной культуры. Он не обслуживающий персонал, не слуга учащихся, и не средство обучения. У него должны быть хорошие условия для работы и право полностью отвечать за урок и распоряжаться профессиональными ресурсами. Никто не может прервать его общение с учениками, нарушить линию его занятий, оскорбить или унизить. Учитель должен обдумать жизненные принципы: какие из них он хотел бы реализовать на уроке? Позже?
Н. Е. Щуркова «Культура современного урока»: Учитель должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать учащихся, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни. Мы не понимаем, что внутренний мир каждого развивается по своим индивидуальным законам и не может быть похож на наш внутренний мир. Мы не замечаем душевного состояния ребенка по мимике, интонациям, жестам, позе (стр.19).
К требованиям к современному уроку также относят:
Результативность – достижение обучающимися целей урока; овладение осознанными, глубокими и прочными ЗУНами, способами их получения и применения;
Самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности, обеспечивающая выработку умений самостоятельно приобретать, углублять и пополнять знания;
Высокий уровень познавательной активности обучающихся – стремление разобраться в сущности изучаемого материала и эффективно овладеть знаниями умениями; активный поиск путей самостоятельного решения познавательных и практических задач;
Высокий организационно-методический уровень проведения урока – комплексное применение различных форм, методов и средств и с учетом их дидактических функций и возможностей; рациональная структура урока, учитывающая его содержание, цели и задачи, логику учебного процесса, место в учебном процессе, условия;
Развитие познавательных способностей и творческих сил обучающихся – овладение учащимися рациональными способами мышления; формирование умений самостоятельно принимать рациональные решения в разнообразных учебных и производственных ситуациях;
Высокий уровень культуры учебного труда обучающихся – рациональное планирование, организация своей деятельности, самоконтроль; овладение умениями работать с книгой, учебными пособиями, ТСО, инструментами, документацией.
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
Главной целью урока является формирование развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся.
На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
Организация урока динамична и вариативна.
На уроке используются современные педагогические технологии
Литература:
Булатова, О. С. Искусство современного урока [Teкст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Булатова.- М.: Академия, 2006.- 256 с.
Дик, Н.Ф. Как стать лучшим учителем [Teкст]/ Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 320 с.
Кропотова, Л.А. Современные подходы к проектированию урока [Teкст]: методическое пособие /Л. А. Кропотова. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004. – 78 с.
Кульневич, С. В. Современный урок. Часть 1 [Teкст]: научно-практич. пособие для руководителей учебных заведений, учителей, методистов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК /С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2004. -288 с.
Кульневич, С. В. Современный урок. Часть II. Не совсем обычные и совсем необычные уроки [Тeкст]: научно-практич. пособие для руководителей учебных заведений, учителей, методистов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК /С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. -288 с.
Кульневич, С. В. Анализ современного урока [Teкст]. /С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Изд. 2-е . – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2004. – 228 с.
Педагогика профессионального образования [Teкст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2006. - 368 с.
Сергеева Т.А., Проектирование учебного занятия[Teкст]: Методические рекомендации/ Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова – М. – 2001. – 84 с.