Требования к уроку


ГОУ «КРИРПО»

Консультация 17.12.2009 г.

Требования к современному уроку.

  1. Понятие об уроке

Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (Пидкасистый П. И.). В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса; цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению познавательной деятельностью учащихся и все его дидактические моменты.

«Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая ( в одинаковые отрезки времени ) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения» (Махмутов М.И.).


II. Типы уроков по дидактической цели:

  • Урок изучения нового материала (урок-лекция, видеоурок, урок-экскурсия, урок-защита докладов, проектов, урок-конференция и т.д.);

  • Урок закрепления (брейн-ринг, урок-КВН…)

  • Урок отработки умений и навыков (

  • Контрольный урок (итоговый урок);

  • Комбинированный урок.


Типы уроков в ПО:

  • 0 тип. Вводный урок.

  • 1 тип. Урок по изучению и первичному закреплению нового материала.

  • 2 тип. Урок по закреплению знаний и способов деятельности.

  • 3 тип. Урок по комплексному применению знаний и способов деятельности.

  • 4 тип. Урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

  • 5 тип. Урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.


III. Виды уроков (по преобладающему методу обучения), как правило, это нестандартные уроки

  • Видеоурок

  • Урок-деловая игра

  • Урок-путешествие

  • Урок-конференция

  • Урок-диалог

IV. Требования к современному уроку.


Общие педагогические требования:

  1. Четкое определение целей и задач каждого учебного занятия с учетом специфики и возможностей обучающихся.

2. Реализация основных принципов обучения:

- сознательность и активность обучающихся;

- научность и доступность;

- систематичность и последовательность;

- прочность;

- индивидуализация обучения (дифференцированное обучение в профессиональном образовании);

- развивающий характер обучения;

- связь с жизнью (с осваиваемой профессией), личным опытом обучающихся.


Уровни обученности:

I уровень - различение: сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее…

II уровень - воспроизведение: воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу…

III уровень – понимание: отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи…

IV уровень – умений и навыков: выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какая закономерность, какие свойства…

V уровень – перенос: сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи


  1. Оптимальный отбор содержания с учетом социальных и личностных потребностей и возможностей обучающихся, поставленных целей.


4. Внедрение новых педагогических технологи (Интерактивные технологии обучения, метод проектов, проблемное обучение, кейс-метод и т.п.).

5. Целесообразное использование разнообразных видов, форм и методов совместной деятельности. Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности обучающихся. Создание условий, когда требования к деятельности каждого обучающегося соответствуют его возможностям; такая организация учебного процесса, чтобы каждый учащийся стремился решать учебные задачи собственными силами.

6. Обеспечение оперативной обратной связи, контроля и управления познавательной деятельностью учащихся.

7. Обеспечение на уроке субъектной позиции учащегося.

Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни, субъекта собственной познавательной деятельности на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Проявление субъектной позиции учащегося выражается в:

  • целеполагании (Для меня сегодняшний урок…);

  • свободе выбора содержания образования и способов его освоения (Я бы, пожалуй, сделал так…);

  • соблюдении коммуникативных прав учащихся;

  • использовании договорных отношений (Работа в диадах – предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа, «Защитный лист»); необходимо установить договор об условиях совместной деятельности, например, правила урока:

- на уроке нельзя не работать (человек должен заботиться о своем собственном развитии и уровне образования);

- нельзя посягать на другого человека (свобода высказывания, тишина, внимание);

  • осуществлении обратной связи от учащихся («Синквейн», «Мухомор», «Почта», «Все в моих руках» и др.)

8. Использование активных методов обучения. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Исследования психологов:

При восприятии на слух усваивается 20% информации;

Просмотровое чтение – 10-12%

Зрительное восприятие – 30-40 %

Слух + зрение – до 50%

Обсуждение – до 70%

Опора на опыт (свой или известный) до 80%

Совместная деятельность – до 90%

Обучение другого – до 95%

Исследование коэффициента обучаемости в зависимости от используемых методов и средств обучения (США):

Устное изложение материала на уроке – 0,5

Устное изложение с элементами конспектирования – 1,0

Использование ТСО – 2,0

Демонстрация теории – 3,0

Обучение в малых группах – 5,0

Практически занятия по закреплению теории – 7,0

Организация на уроке взаимообучения между учащимися – 9,0


Интерактивные методы обучения: (Кто на уроке больше говорит, тот больше обучается):

- дискуссии ( «Квадро», «Аквариум», «Снежный ком», «Мыслительные шапочки», письменная дискуссия);

- мозговой штурм («Идейная карусель», « Методика принятия группового решения»);

- обучающие игры (ролевая игра, деловая игра);

- работа в малых группах (способы деления на группы, этапы групповой работы).


Варианты эвристических вопросов на проверку умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать умозаключения


На доказательство:

  • Докажите, что мое утверждение верно!
  • Почему мы ошиблись?
  • Какой другой вариант решения мы могли бы выбросить?
  • Докажите что ваше утверждение верно?
  • Предложите свои способы решения

На сравнение:

  • В чем сходство и различие…?
  • Сравните и сделайте вывод о том…?
  • Сопоставьте и сделайте вывод о том…?

На обоснование:

  • Обоснуйте и сделайте вывод…?
  • Чем объясните…?
  • Какие условия необходимы…?
  • Как обосновать…?

На установление последовательности:

  • Сделайте перечень всех…
  • Объясните логическую последовательность…
  • Как протекает процесс…?

На объяснение причин:

  • Почему, по вашему мнению…?
  • Для чего, на ваш взгляд…?
  • Объясните, как вы понимаете…?
  • Что случится, если…?
  • Как вы понимаете…?
  • Почему вы думаете, что…?

На установление значения того или иного явления, процесса:

  • Какое значение имеет…?
  • Какое влияние оказывает…?
  • Как протекает процесс…?

На выявление основных признаков, качеств, явлений:

  • Укажите важные свойства…?
  • В каких случаях…?
  • Какие условия необходимы…?
  • Что произойдет, если…?


Варианты практических заданий для проверки умений применять знания при решении нетиповых задач:

  • задачи на выполнение трудовых приемов
  • задачи на имитационные упражнения
  • задачи на составление схем, таблиц
  • задачи на анализ проблем, ситуаций
  • задачи на составление учебных проектов
  • учебно-исследовательские задачи
Формулирование задач:
  • Объясните смысл…
  • Докажите, что…
  • Правильно ли, если…
  • Произведите разбор…
  • Опишите как протекает (наблюдение)…
  • Даны… определите…
  • Сделайте схему…
  • Составьте блок-схему алгоритма…
  • Составьте обзор…
  • Разработайте отчет об экскурсии…
  • Напишите краткое содержание…
  • Опишите модель поведения продавца в ситуации…
  • Составьте проект рекламного объявления…
  • Напишите покупателю письмо-уведомление…
  • Найдите ошибки в поведении продавца в ситуации…
  • Составьте кроссворд на проверку знаний…
  • Разработайте предложения по экономии рабочего времени…
  • Продемонстрируйте свои умения…
  • Покажите трудовые приемы

  1. Развитие творческого и самостоятельного мышления.

Анкета «Творческий ребенок».

Творческое начало можно определить по тому, задают ли учащиеся вопросы

Способы создания проблемной ситуации.

  1. Знакомство с противоречивыми фактами

  2. Необходимость выбора нужной информации в ситуации избыточной информации

  3. Противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации)

  4. Побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению

  5. Противоречие между существующими техническими решениями и требованиями к ним на современном этапе

  6. Предъявление парадоксов (противоречие между жизненными и научными представлениями)

  7. Задание ситуаций практического характера, требующих оценки (самостоятельной. совместной с преподавателем, преподавателем. Коллективной).

  8. Постановка эксперимента, результаты которого необходимо понять, объяснить.


10. Разнообразие типов и видов уроков.

Нетрадиционный (нестандартный урок) – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру, необычное по замыслу, организации и методике проведения.

Типология нестандартных уроков:

  • Уроки в форме соревнований и игр (урок- КВН, брейн-ринг, «Что? Где? Когда?», Турнир знатоков истории, Экономичесая викторина, Конкурс на лучшего знатока строительных материалов, «Слабое звено», крестики-нолики, состязание в решении кроссвордов, «Народ против», ) «Поле чудес», Конкурс мастерства,

    • Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (урок-суд ; «Фабрика звезд», «Математическое кафе», урок – фирма, урок – деловая игра «Биржа труда» (Трудоустройство), Конструкторское (рационализаторское, технологическое) бюро.

    • Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работ, известных в общественной практике (урок-аукцион, урок-конференция, урок-бенефис, урок-диспут, урок-собрание, «Олимпиада», «Марафон», «Бригадный подряд», урок-презентация, урок-агитация, урок-общественный смотр знаний.

    • Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (уроки взимообучения учащихся, интегрированные уроки, бинарные уроки, урок-панорама, урок-зачет (по выбору учащихся, тестирование), урок-калейдоскоп предметов, урок-лото, урок-загадка, проблемный урок, урок-исследование, урок - индивидуальная работа с карточками-заданиями.

    • Уроки-фантазии (уроки творчества) (урок-творческий отчет, урок-путешествие, урок-сказка, урок-спектакль, урок-сочинение, урок воспоминаний, урок изобретательства.


Нетрадиционные уроки формируют интерес к предмету, развивают умения и навыки самостоятельной работы, стремление к творческому поиску, активизируют учащихся при подготовке к уроку, способствуют становлению отношений сотрудничества и т.д.

11. Гуманизация урока, предоставление учащемуся свободы для индивидуального развития, утверждения ценности человека и реальной жизни (Н.Е. Щуркова). Педагогическая поддержка учащихся, создание ситуации успеха. Элеонора Кайнова, проф. Института проблем развития СПО, чл.корр. АПО: по теории управления начинать надо с жестких форм. Преподаватель должен сразу показать, что он здесь хозяин положения, уважаемое лицо, требующее дисциплины и серьезного отношения к себе. Только потом можно ослабить жесткую хватку и переходить на более мягкий режим совместной работы.

Переход от строгого урока, который характеризуется регламентацией, четким порядком, дисциплиной, исполнительностью учащихся, подчиняющихся преподавателю, точными очертаниями учебного материала, традициями и ритуалами, правилами к свободному уроку, соответствующему сегодняшнему времени и специфике общественного развития.


Свободный урок – это:

а) Открытие истины, поиск истины и осмысление истины вместе с учителем. (Истины высвечивают одну из сторон жизни);

б) Часть жизни учащихся и преподавателя, и проживание этой жизни должно осуществляться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

в) Часть истории личностной судьбы ребенка. Поэтому переживания должны быть богаче, а взаимоотношения – тоньше (говорящий говорит лишь тогда, когда его слушают и направляет свою речь не только учителю как оценщику или контролеру, слушатели-учащиеся создают условия для выступающего своим вниманием и доброжелательностью, просьба используется как единственная форма требования, деликатность и великодушие преподавателя);

учащиеся еще не все умеют, понимают, поэтому подбор организационных форм познавательной деятельности должен учитывать особенности подросткового и юношеского возраста.

г) Свободный урок - это урок, свободный от страха. Мы боимся допустить свободу воли ученика. Заранее наделяя его дурными качествами. Мы не умеем проявлять интерес к личности другого человека.

Учитель на уроке выступает как человек современной культуры. Он не обслуживающий персонал, не слуга учащихся, и не средство обучения. У него должны быть хорошие условия для работы и право полностью отвечать за урок и распоряжаться профессиональными ресурсами. Никто не может прервать его общение с учениками, нарушить линию его занятий, оскорбить или унизить. Учитель должен обдумать жизненные принципы: какие из них он хотел бы реализовать на уроке? Позже?

Н. Е. Щуркова «Культура современного урока»: Учитель должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать учащихся, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни. Мы не понимаем, что внутренний мир каждого развивается по своим индивидуальным законам и не может быть похож на наш внутренний мир. Мы не замечаем душевного состояния ребенка по мимике, интонациям, жестам, позе (стр.19).


К требованиям к современному уроку также относят:

  • Результативность – достижение обучающимися целей урока; овладение осознанными, глубокими и прочными ЗУНами, способами их получения и применения;

  • Самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности, обеспечивающая выработку умений самостоятельно приобретать, углублять и пополнять знания;

  • Высокий уровень познавательной активности обучающихся – стремление разобраться в сущности изучаемого материала и эффективно овладеть знаниями умениями; активный поиск путей самостоятельного решения познавательных и практических задач;

  • Высокий организационно-методический уровень проведения урока – комплексное применение различных форм, методов и средств и с учетом их дидактических функций и возможностей; рациональная структура урока, учитывающая его содержание, цели и задачи, логику учебного процесса, место в учебном процессе, условия;

  • Развитие познавательных способностей и творческих сил обучающихся – овладение учащимися рациональными способами мышления; формирование умений самостоятельно принимать рациональные решения в разнообразных учебных и производственных ситуациях;

  • Высокий уровень культуры учебного труда обучающихся – рациональное планирование, организация своей деятельности, самоконтроль; овладение умениями работать с книгой, учебными пособиями, ТСО, инструментами, документацией.


Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

  • Главной целью урока является формирование развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся.

  • На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

  • На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

  • На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

  • Организация урока динамична и вариативна.

  • На уроке используются современные педагогические технологии



Литература:

  1. Булатова, О. С. Искусство современного урока [Teкст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Булатова.- М.: Академия, 2006.- 256 с.

  2. Дик, Н.Ф. Как стать лучшим учителем [Teкст]/ Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 320 с.

  3. Кропотова, Л.А. Современные подходы к проектированию урока [Teкст]: методическое пособие /Л. А. Кропотова. – Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004. – 78 с.

  4. Кульневич, С. В. Современный урок. Часть 1 [Teкст]: научно-практич. пособие для руководителей учебных заведений, учителей, методистов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК /С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2004. -288 с.

  5. Кульневич, С. В. Современный урок. Часть II. Не совсем обычные и совсем необычные уроки [Тeкст]: научно-практич. пособие для руководителей учебных заведений, учителей, методистов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК /С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. -288 с.

  6. Кульневич, С. В. Анализ современного урока [Teкст]. /С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - Изд. 2-е . – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2004. – 228 с.

  7. Педагогика профессионального образования [Teкст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2006. - 368 с.

  8. Сергеева Т.А., Проектирование учебного занятия[Teкст]: Методические рекомендации/ Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова – М. – 2001. – 84 с.



.


Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»: Требования к уроку

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва»,
© 2012-2016

net